Таисия Яковлевна Радионова – президент Общественной Академии эстетики и свободных искусств;
- музыковед, эстетик, интонолог, доцент, кандидат философских наук, член Международной ассоциации по эстетике;
- создатель междисциплинарной области знания единая интонология, изучающей бытие мысли;
- создатель и руководитель междисциплинарного семинара «Единая интонология».
Т.Я. Радионова родилась 7 марта 1939 г. в Одессе, где получила музыкальное образование:
- школа им. проф. Столярского (класс рояля);
- музыкальное училище (теоретико-композиторское отделение);
- консерватория им. Н.В. Неждановой (специальность «музыковед-теоретик»).
Закончила аспирантуру Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по отделению эстетики, где защитила диссертацию на тему «Трагическое и его художественное воплощение в искусстве» и получила степень кандидата философских наук.
Работа:
- преподаватель музыкальных школ на Украине и России;
- преподаватель и руководитель теоретического отделения в музыкальном училище г. Магадана; курировала музыкальные школы на Чукотке;
- преподаватель эстетики в педагогическом институте г. Магадана. Вела на магаданском радио и телевидении передачу «Музыкальная форма», что способствовало формированию эстетических представлений в рамках искусства; на основании созданной образовательной концепции был открыт Северный гуманитарный лицей;
- научный сотрудник Проблемной лаборатории в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; совмещала эту работу с чтением лекций на курсах повышения квалификации ГИТИСа, работников радио и телевидения;
- сотрудник Московского государственного академического художественного училища памяти 1905 года;
- ученый секретарь Общественной Академии эстетики и свободных искусств, а теперь – президент Общественной академии эстетики и свободных искусств им. Ю.Б. Борева.
В письме о назначении на эту должность коллеги по Академии подчеркнули, что Таисия Яковлевна Радионова принадлежит плеяде выдающихся российских учёных, чьё творчество тем не менее до сих пор по достоинству не оценено её коллегами и современниками. В своей научно-теоретической работе Т.Я. Радионова придерживается одной основополагающей темы, найденной на пересечении эстетики и музыковедения – теории интонации. В своём классическом фундаментальном труде «Эстетика» известный философ-эстетик Ю.Б. Борев зафиксировал важность созданной Т.Я. Радионовой новой научной области знания – «единой интонологии» (ЕИ). Исследовательский поиск приводит Т.Я. Радионову к истокам научного знания о природе мысли в целостном знании древних (в Египте, Индии, Китае), позволяя восстановить инструмент постижения способа бытия мысли как произнесения ее сокрытой деятельности телесной формой. Этот феномен сохранился в латинском термине «интонаре» (лат. intonare «произносить»). На этой основе была сформирована система категорий ЕИ.
Таким образом, понятия, формирующиеся в ЕИ, не только становятся хранилищем древних, очень важных, но забытых прозрений, но и входят в настоящее время в систему междисциплинарного языка - в систему категорий единой интонологии. Междисциплинарный характер этой теории позволяет сочетать гуманитарное знание со знанием естественно-научным. С этой целью в 2007 году Т.Я. Радионова создала при Общественной академии эстетики и свободных искусств теоретический семинар «Единая интонология», который объединил ведущих учёных в сфере эстетики, языкознания, литературоведения, музыковедения, театроведения. В работе семинара начинают принимать участие и представители естественных наук.
Активная междисциплинарная рефлексия в рамках семинара предполагает выход в смежные науки, и в его работу привносят свой вклад специалисты разных областей знания, ставящие перед собой вопросы «что есть мысль» и «каким образом мыслит мысль». На базе семинара проводятся круглые столы и конференции, где получают развитие категории ЕИ, созданные на основе концепции Т.Я. Радионовой. Результаты этой работы регулярно публикуются в альманахе «Академические тетради» (раздел «Единая интонология»). Все выпуски альманаха доступны в библиотеке академии.
Достижения семинара находят отклик не только среди членов Академии, но и среди других российских и зарубежных исследователей. Так, например, сербский ученый, академик, профессор Милослав Шутыч отметил, что работа Т.Я. Радионовой «Единая интонология: теория интонаре – теория бытия мысли», переведенная на сербский язык, получает дальнейшее осмысление в сербской науке.
В рамках семинара «Единая интонология» было проанализировано и осмыслено творчество Б.В. Асафьева, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, в искусстве – И.С. Баха, Л. ван Бетховена, А. Моцарта, поэтов В. Хлебникова, О. Мандельштама. В этот ряд нужно добавить также крупных деятелей отечественной культуры, таких как режиссер Марк Розовский, широко известный в России и за рубежом режиссер-экспериментатор Анатолий Васильев. Однако в первую очередь внимание уделялось и уделяется работам основателя академии – всемирно известного ученого-эстетика, писателя, поэта, почётного члена Российской академии художеств, доктора филологических наук Юрия Борева. Т.Я. Радионова в своей работе развивает основополагающую концепцию академии, заложенную Ю.Б. Боревым, который говорил о том, что «гуманитарная культура бесценна».
Т.Я. Радионова и по сей день является активным членом редколлегии периодического издания "Академические тетради", ставшего прекрасной площадкой научного и дружеского общения творческой и интеллектуальной элиты нашей страны и зарубежья. В рамках этого альманаха она создала принципиально новую научную рубрику – «Бюллетень интеллектуальной собственности». Альманах востребован в университетах не только нашей страны, но также Европы, Америки, Китая.
Под руководством Т.Я. Радионовой регулярно организовывались академические конференции, которые, как правило, завершались художественной частью – музыкальными концертами, выставками, театральными представлениями. Учитывая огромный научный и организационный вклад Т.Я. Радионовой в работу Общественной Академии эстетики и свободных искусств, члены Академии выдвинули ее на пост президента Академии, который Т.Я. Радионова занимает с 2021 года.
Библиография Т.Я. Радионовой
Работы Т.Я. Радионовой в библиотеке Академии:
Единая интонология – новая область междисциплинарного знания ("Академические тетради", № 11)
Интонация и ее общеэстетическое значение (К постановке проблемы "интонация как категория эстетики") ("Академические тетради", № 11)
Театр мысли древних. Египет (опыт интонологического анализа) ("Академические тетради", № 11)
Единая интонология: теория ИНТОНАРЕ – теория бытия мысли ("Академические тетради", № 12)
Введение в единую интонологию. Единая интонология: теория ИНТОНАРЕ – теория бытия мысли ("Академические тетради", № 13)
Интонация и ее общеэстетическое значение ("Академические тетради", № 13)
О том, как произносит режиссер Васильев 23-ю песнь "Илиады" Гомера ("Академические тетради", № 13)
Единая интонология в теоретическом пространстве музыкотерапии ("Академические тетради", № 13)
Великая красота молчания (интонация Чаплина и ее пластическое решение) ("Академические тетради", № 13)
Этнос как разумное единство ("Академические тетради", № 13)
Конференция "А.Ф. Лосев и проблемы единой интонологии" (обзор) ("Академические тетради", № 13)
Смысл Лица и Лицо смысла (феномен лица в единой интонологии – к постановке проблемы) ("Академические тетради", № 14)
Международный центр единения деятелей российской культуры ("Академические тетради", № 14)
Категория "Лицо" в пространстве единой интонологии (к постановке проблемы) ("Академические тетради", № 15)
Монолог зауми на сцене лица (Опыт интонологического прочтения "Бобэоби" Велимира Хлебникова) ("Академические тетради", № 15)
Мысль и пауза ("Академические тетради", № 16)
Вздох как акт мыследеятельности ("Академические тетради", № 16)
"О бабочка, о мусульманка..." как инструмент познания ("Академические тетради", № 18)
Хлебников в пространстве единой интонологии
(опыт интонологического анализа)
Велимир Хлебников в контексте единой интонологии // "А я" Велимира Хлебникова. Опыт прочтения в контексте единой интонологии. Москва. – 2019. С.13-29.
"Из вздохов дань" // "А я" Велимира Хлебникова. Опыт прочтения в контексте единой интонологии. Москва. – 2019. С.153-205. |