На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

НЕЗАВИСИМАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

А. Дюрер. Св. Иероним в своей келье. 1514

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ

Выпуск одиннадцатый. ИНТОНОЛОГИЯ

ЧАСТЬ I
Материалы круглого стола междисциплинарного
семинара "ЕДИНАЯ ИНТОНОЛОГИЯ"

Т.Я. Радионова

ЕДИНАЯ ИНТОНОЛОГИЯ – новая
область междисциплинарного знания

Все определяется с самого начала и до конца силами,
которые нам неподконтрольны. И это закономерно
как для насекомого, так и для звезды.
Люди, растения, космические галактики –
все "танцуют" под мистический мотив,
интонируемый далеким, невидимым творцом.
А. Эйнштейн1

Навстречу научному синтезу. Термин "интонация" (от лат. intono – "произношу") был введен в большую науку в конце XIX – начале XX вв. в ответ на потребность объяснить процесс мыслетворения. Тем самым был еще раз означен факт: человек мыслит, не зная, как он мыслит, а научное знание не располагает инструментом для описания природы мысли.
Термин "интонация", уходящий корнями в науку древнего мира, вошел в современную теорию и быстро стал набирать силу, расширять и выказывать свои потенциальные возможности.
Формирование теории, в соответствии с которой мысль сможет мыслить мысль, потребовало контакта с "материей" мысли. В этот теоретический поиск включились те дисциплины, возможности которых позволяют изучать язык мысли – театроведение, лингвистика, музыковедение.
Построение интонационной теории и создание ее аппарата происходит преимущественно в лингвистике и музыковедении, т.е. там, где интонация связана со звуковым воплощением мысли – звучанием словесной и музыкальной речи. Магистральные линии формирования интонационной теории развиваются в единстве гуманитарного и естествоведческого знания. В этих дисциплинах "акустический факт" (Б. Асафьев) и формирующийся смысл – две стороны рассмотрения интонации в ее отношении к мысли. Лингвистика определяет интонацию как способ формирования высказывания и выявления смысла; музыковедение (если опираться на определение, введенное Асафьевым) – как музыкально выраженную мысль и как носителя ее содержания.
Перспективность теоретических результатов в области формирования интонационной теории2, утверждение в процессе этих поисков взаимозависимости интонации и мысли, а также выявление универсальных возможностей интонационного аппарата способствовало развитию и расширению междисциплинарной рефлексии.
Понятие "интонация" становится одним из самых активных и динамичных в науке ХХ в. Интонационная терминология начинает все чаще выходить за границы собственно интонационных исследований и проникает как в гуманитарные, так и в естествоведческие дисциплины, стягивая в единое интонологическое поле проблему исследования творчества мысли.
Однако изучению поддавалась интонация, а не мысль. При этом интонация, как очевидная для наблюдения, рассматривается многомерно и многогранно, но без опоры на знание природы мысли не приводит теорию к завершению.
Пока нет однозначного ответа на вопрос о том, что есть наблюдаемая интонация в отношении к сокрытой мысли: способ выражения мысли? сама ли выраженная мысль? составляющая мыслительного процесса? организатор творения смысла? эмоционально-экспрессивный фактор мышления? Ясно одно: интонация и мысль едины. Но какова природа этого единства?
Возможность рассмотрения этого единства сквозь призму единой терминологии позволила вынести проблему на междисциплинарное обсуждение: предстоит осмыслить взаимосвязанные области развивающейся интонационной теории и на этой основе выработать единое интонологическое знание.
Необходима новая стратегия. Наблюдение исследователя должно переходить с уровня воплощенной мысли, на котором изучается интонация, на уровень способа воплощения мысли, к наблюдению за процессом становления мысли. Эту стратегию разрабатывает формирующаяся ныне новая дисциплина – единая интонология.

Концепция единой интонологии. Единая интонология – междисциплинарная область знания, в пространстве которого осуществляется интеграция интонологического опыта.
Эта интеграция имеет целью постижение природы мысли в процессе ее произнесения, что фиксирует термин "интонаре" (лат. intonare – "произносить").
Интеграция показывает, что способ бытия мысли – произносить – есть способ разумной жизни мысли и он находится в недрах самой "интонируемой мысли". Тогда "интонируемая мысль" (Асафьев) – единый феномен, в котором совмещаются метод и объект этого метода. Иными словами, единая интонология полагает, что инструмент постижения мысли находится в ней самой. Этот инструмент становится основой создания интонологического аппарата, призванного отразить – подобное подобным – природу бытия мысли и сформировать единый научный язык описания мысли в ее субстанции, способе становления и форме бытия.
Интеграция охватывает не только результаты современных представлений об интонации, но воссоединяет с ними теоретические начала пра-интонологии. Обращение к далеким основаниям современной интонационной теории раскрывает фундаментальную роль термина "Тон" (гр. tonos – "напряжение") в пространстве целостного знания древних. Изучение активной включенности термина в раннюю теоретическую мысль (в мифологии, а позже – в метафизике) позволяет восстановить прерванную онтологическую линию интонологической теории.
Уже сейчас начало этого процесса показывает, что Тон в контексте раннего философского знания, означая напряженность космического пространства, указывал на энергийную ткань мыслимого бытия космоса. Это представление, в свою очередь, утверждало тождественность мысли и бытия, тождественность напряженной субстанции и энергии мыслимого бытия.
Значение и роль Тона проявляются и в терминологических аккордах древней теории.
Так в ранней философии, дошедшей до нас через пифагорейское знание, Тон, входящий в триаду "число-тон-тело", обнаруживает акустико-математическое основание разумной вселенной. А если обратиться к первоистокам метафизики – ее мифологическим основаниям, то он находится в системе триады "интонаре", маркирующей принцип становления разумной жизни мысли. Этот сложный термин (далее в работе он будет рассмотрен) даже в ранней философии уже был разделен, рассеян и утерян. Его сохранила латынь, и именно оттуда пришел в науку термин "интонация" (лат. intono – "произношу"), который и стал основополагающим термином современной интонологической теории.
Так как терминологическая преемственность современного научного аппарата и аппарата праинтонологии исходит из начального понятия "Тон", данная теория именуется интонологической, а ее междисциплинарная интеграция получает имя "единая интонология".
Фундамент понятийного аппарата единой интонологии, отражающий природу бытия мысли и способ ее становления, представлен в аппарате INTONARE. Составляющие INTONARE: "ton-intonare-intonatum"3. Триада INTONARE фиксирует способ бытия мысли – произносить, а термины, ее составляющие, объясняют, как произносится мысль, маркируя субстанцию, этапы и технику становления.

Аппарат INTONARE: характеристика терминов, их онтологическое значение. INTONARE – произносить; как уже отмечено, это имя триады. Произносить что? – Произносить мысль. Этот способ бытия мысли – уникален.
"Произносить" – имя, означающее способ вечной глагольности разумной жизни мысли. Его сохранил в культуре древнелатинский инфинитив INTONARE. В нем заключен код становления мысли. Это становление есть становление смысла. Слоги "IN-TON-AR(е)" – аббревиатура трех фундаментальных категорий целостного знания древних и одновременно божественных имен "Амон-Атон-Ра"4. Охарактеризую эти слоги-категории:

"IN" - сокрытая предвечная субстанция, энергия разумного мироздания. Она в египетской культуре выражалась эмблемой N в круге – "находящееся в", что в латинском языке стало выражаться приставкой "in" (лат. in – "находящееся в");
"TON" (египет. ITN, грецизированное Атон) – напряженное тело – солнечный диск – носитель предвечной субстанции "IN";
"AR" – явление сокрытой энергии "IN" в очевидной форме. Это проявляется экспансией фонемы [R], кодирующей бесконечность процесса о-формления предвечной энергии разумной жизни Универсума.

Таким образом, "intonare" древних объясняет, что единственно возможный способ мыслить мысль обусловлен свойствами самой мысли.
Терминологический аппарат INTONARE – ton-intonare-intonatum – восстанавливает концепцию древней формулы триады. В этом виде триада означает этапы становления мысли и способ ее становления. Она маркирует:
- напряженное тело – носитель субстанции мыслимого бытия: энергию как жизненную основу мысли, исток ее становления - ton;
- процедуру становления мысли – intonare;
- форму бытия мысли, результат становления – intonatum (интонация – произнесенное).
Перейду к характеристике этапов становления мысли и терминов, фиксирующих эти этапы.

Категория Тон. Тон, означающий исток становления мысли, – универсальная категория, имеющая онтологическое значение. Эта категория охватывает все пространство разумного Универсума в его конечно-бесконечном бытии.
Тон – термин целостной парадигмы древних: сакральной мысли, а позже метафизики; он пронизывает пространсто теологической мысли; сохраняет свои свойства в научных дисциплинах Нового времени; восстанавливает свой фундаментальный статус в пространстве единой интонологии.
В современной науке, с ее все возрастающей дифференциацией дисциплин, Тон устойчиво востребован. Тон необходим там, где нужно означить степень энергетического напряжения, обеспечивающего жизненные возможности разумной работы разумного тела: от мускульного усилия (чувственного) до мыслительного (разумного). Поэтому Тон гуманитария, например лингвиста или музыковеда, и Тон естествоведа, например медика, определяет одно и то же – норму звучания опуса и норму звучания сердечной мышцы. Тоны напряжения мускулатуры и тоны звуков музыкального инструмента, тоны слогов и в целом речи сравнимы с тонами звучащего гена, о котором говорит биофизик и который им назван "солиТОН". В свою очередь, солиТОН в биофизике был транспонирован из физико-математической области знания, где солиТОН – стоячая волна. Вместе с тем "тон" в физике – термин, применяемый, в частности, для описания масштабной гармонии вселенной, а "тон" в биологии (в переводе с немецкого) означает частицу грунтовых материалов. Можно добавить, что "тон" лежит в основании целого ряда сложных биологических терминов, напр., ТОНопласт (от греч. tonos – "напряжение, натяжение" и plastos – "оформленный, вылепленный") – мембрана, ограничивающая вакуоль растительной клетки. Или другой пример: ТОНофибрилл (от греч. tonos и лат. fibrillum) тонкие белковые волоконца в напряженных клетках животных. Это же можно отметить и в геологии, где бенТОНит – коллоидная глина, которая имеет высокую пластичность.
Частое использование этого термина в большей степени присуще тем дисциплинам, где Тон означает физиологическое – напряженно-чувственное – состояние человека, животного, растения. Так, ТОНус (от гр. tonos) существует и в медицине, и в биологии и означает процесс творческого мышления. Этот пример лишний раз подчеркивает, что Тон характеризовал некогда распавшееся единство представлений об упорядоченном космосе напряженного тела. В нем термин Тон фиксировал неразрывность чувственного и разумного.
Целостность чувственного и мыслимого, означаемая Тоном как напряженность, отражается в этимологии этого термина. Он восходит к гр. tonos, санскритскому tanah; оба эти слова основаны на индоевропейском субстрате a-tan, а еще глубже – на египетском "itn", о котором шла речь ранее.
Параллельный этимологический срез описания Тона на древнегреческом – tonos – и санскрите – tanuti, tanah, tanuh – дает большой ряд объектов, охваченных значением напряжения и натяжения. В этом ряду наименований термином-концептом Тон помечены ("помеченное тоном" – Аристотель) явления, вещи, понятия: сила и личность человека; повышение голоса и канат; звук и туловище; музыкальный тон и нить. Однако связь этих объектов находится вне их. Она обусловлена мыслью, которая создает напряжение этих одушевленных и неодушевленных тел, "тоновостью" мысли, настраивающей напряжение этих тел. При этом степень телесного напряжения этих объектов тоже измеряется тоном. Таким образом, Тон – инструмент, который определяет силу напряжения, натяжения невидимой энергии мысли носителя этого напряжения.
С этой точки зрения Тон – это напряженные струна и нить (нить обыденная и нить напряженной ткани космоса), натянутая мачта корабля и напряженная жила (гр. tenon). В этом двуединстве функций – означения напряжения и его измерения – Тоном можно пометить еще десять тысяч вещей, как сказали бы китайцы, т.к. термин "Тон" означает и измеряет целеполагающее напряжение мыслью мысли.
Понимание значимости термина "Тон" в единой интонологии складывается на основании его отношения к мыслящему телу. Тон предстает одновременно как объект, носитель напряженной энергии мысли, и как инструмент, отражающий и измеряющий это напряжение.
Укорененность термина "Тон" в культуре, устойчивость его значения на всем пространстве знания свидетельствует о его фундаментальной роли в целостных представлениях о напряженности умного мироздания. Так, на уровне сакральной теории концепт "Тон" включен в божественное имя и присутствует в именах, излучающих вселенский разум: Тонатиу и Тонатекутли ацтеков; умное небо Тэнгри в Центральной Азии и Тянь в Китае; и опять-таки напряженное тело-диск солнечных богов Египта, известное в культуре как Атон. Этот же концепт содержали имена-атрибуты вселенских вседержителей:, например Юпитера – Тонант (а также коней Юпитера – тонантосы); тонорами называли богов-громовников Тора и Одина.
На этапе выхода теории из сакрального состояния, когда мысль совершает переход от эзотерического языка к языку научного описания, "Тон" как ранний научный термин метафизики оказывается элементом триады. Природа натяжения, означенная термином "Тон", предстает в единстве числа и напряженного звучащего тела. В этом единстве Тон – одновременно и чувственная (энергетическая) ипостась единицы (числа), и чувственное – энергийное – "тело без тела". Тон как интегральная единица – "число-тон-тело" – может маркировать "Всё" разумного Универсума и наименьшую часть этого "Всё": напряженное разумное тело.
Триада категорий "Число-Тон-Тело" было наиболее ярко представлено моделями разумной вселенной, созданными в Иудее (Каббала), Индии, Китае и Греции (в философии пифагорейцев). Основанием этих теорий разумного космоса, означенных в культуре через метафору "музыкальные вселенные", была та же триадичная система (число-тон-тело), в которой акустико-математическое единство представляло разумную гармонию мироздания.
Триада "число-тон-тело" показывает неразрывность единства и специфику каждого элемента, от напряженного тела звучащей струны до тела звучащей звезды. Тон, являясь ипостасью числа, может дать объем этого числа (энергетическую потенцию числа). Число же структурирует тон, измеряя степень его напряжения, а число и тон вместе измеряют и фиксируют расстояние не только внутри напряженного тела – звука, света, телесных органов человека, животного и растения, – но и между границами этих тел.
Термин "TONos" в своем акустико-математическом и телесном единстве может означить напряженность не только бесконечного, но и конечного мыслящего тела: напряженное "Всё" макрокосма – энергетическое тело разумной жизни бесконечного, в котором живет микрокосм конечного тела. Тогда Тон, означающий напряжение, представляет живое разумное вещество, носителем которого становится конечное тело, в том числе тело человека. В нем разумное вещество – "тело без тела", которым мыслит напряженное физическое тело – мыслетело.
Принцип включения мыслетела человека в мыслимое бытие Универсума – в среду разумной жизни мироздания – объясняет фонетическое сложение фундаментального термина "Тон".
Универсальность фонетического сложения концепта "Тон" обусловлена универсальным сложением космоса мыслетела человека. Оно отражено трехзвучием т-о-н и сформировано в результате усилия мысли: внутреннего сосредоточения (лат. contentia) в пространстве мыслетела.
Основу жизни мыслетела составляет процесс дыхания – "вдох-выдох" мыслетела. "Вдох-выдох" очерчивает напряженный континуум конечного мыслетела и бесконечного бытия мироздания. В этом со-бытии безмолвно напряженный "вдох" единит энергию разумной жизни большого и малого космоса, а "выдох" молвит, отпускает напряжение через "т-о-н". Волна вдоха на этом пути непрерывна и безмолвна, а волна выдоха озвучена и расчленена.
Вдох энергии бесконечности единит энергию космоса и микрокосма тела, образуя посредством вдоха напряженный энергетический континуум. Его натяженность осуществляет мускульное усилие (гр. tenon) тела. Это усилие о-формляется на выходе как [о], а про-износится (лат. intonatio), возвращая в бесконечность "о"-глашенную энергию, фонемой [т]. Рождающее усилие [т] преодолевает границы тела, а заключающее выдох [н] возвращает, "оттягивая" звучание в тело. Ход от направленного из тела [т] и возвращение в тело звучанием Н означают конечность тела, проявляя сокрытую энергию мыслимого бытия в пространстве микрокосма (это слово и означало издревле "находящееся в"). Непрерывное напряжение "из" и "в" разнонаправленно, что составляет сущность феномена "вдох-выдох" – его "палинтонос" (разнонаправленность), как говорили греки, что и означил термин "Тон".
Полнозвучие "т-о-н" маркирует автономность конечного мыслетела в пространстве бесконечного, границы которого озвучивает интервал "ТН". Вместе с тем им означена связь конечного с бесконечным, о чем гласит О, заключенное интервалом "ТН". Поэтому Тон именует феномен бесконечно конечного в его единстве: с одной стороны, как фрагмент в целом – конечное тело, а с другой – как целое во фрагменте (Х.У. Бальтазар), бесконечное в конечном теле.
Перекрестие мыслимой ткани бытия космоса и мыслетела отражает сочетание фонем "Тона". Так, напряженно-натяженный интервал "ТН" очерчивает телесную вертикаль между органами говорения и дыхания, озвучивая рождающий низ фонемой "Т" и небо дыхания – фонемой "Н". Вертикаль от "Т" до "Н" пересекает горизонталь пластического течения выдоха – "О" – в бесконечность. "О" снимает сверхнапряженность "диссонанса ТН", разделяя и разрешая его в бесконечность.
Однако бесконечное сквозь призму "О" охватывает по отдельности и "Т", и "Н", образуя слоги "ON" и "TO". "ON" характеризует слияние мыслимого бытия универсума и тела, давая имя категории бытия – On (гр. on). В свою очередь, "О", несомое "Т", образует слог "ТО" – указующее и конкретное ЭТО. Сочетание to и on дает, как известно, to on, сущее (гр. to on).
Так постигающая мысль создала термин из самой себя для наблюдения самой себя. Тон показывает, что тело мыслит тем, в чем существует, – энергией. Но вместе с тем тон показал, что возможность использования энергии мыслимого бытия зависит от формы мыслящего тела. И потому человек мыслит (как и каждое разумное существо) в рамках возможностей формы своего тела. Она определяет форму разумной жизни по собственному образу и подобию – мыслетела. Характеристика термина "Тон" и выявление его онтологической значимости позволяет перейти к описанию следующего этапа – Intonare как способа становления мысли.

INTONARE как этап и процедура становления мысли. Intonare – этап становления мысли, при котором направленная энергия мысли формирует знание. Получение этого знания предполагает установление сознательного контакта, что требует подключения энергии мыслетела к энергии объектов осознаваемого мира, создания и расширения системы невидимого энергетического взаимодействия мыслетела человека с другим человеком, взаимодействия человека и природы. В этом контрапункте происходит постоянное обращение сокрытой энергии мысли материальной формой, отражающей знание данного объекта – социального или природного.
Действие произнесения (intonare) обнаруживает целеполагание. Его условием является сознательное функционирование мыслетела в окружающем пространстве форм разумной жизни. В результате установления такого целеполагающего контакта мысли с миром происходит становление сознания человека.
Процедура становления – этап, в рамках которого мысль разворачивает свои инструментальные возможности. Эта процедура включает в себя:
1. Целенаправленное движение мысли к объекту осмысления. Интенция мысли предполагает выход энергии мысли за границы микрокосма мыслетела в пространство макрокосма. Образующийся интервал между мыслетелом и объектом осмысления – период хаотического состояния мысли.
2. Расположение энергии мысли в пространстве обмысливаемого объекта – этап чувственного со-знания мыслетела и объекта. Он включает в себя драматический поиск идентификации мысли с объектом – нахождение явленной формы осознанного.
3. Обращение невидимой и безмолвной энергии мысли видимой и звучащей формой, содержащей невидимое напряжение мысли. Разряжение энергии материальной формой создает пространственно-временное единство: в нем энергия мысли о-временяется границами телесной формы, а форма обретает длительность. Такова процедура сознательного включения мыслетела в пространство разумной жизни, которую означает ин-тон-ар(е), описывает ход сокрытой энергии Ин в Тон и выход из него явленной формой – сокрытой энергией явленной формы.
Обращение энергии мысли – шаг разумной деятельности мысли. Этот шаг – "произносить" – единица мыслимого бытия, его бесконечного целеполагающего движения. В движении-течении энергии мысли от объекта к объекту зияет сокрытой энергией Ин, через пространство которого осуществляется вневременная связь между мыслью и миром.

Интонация как форма бытия мысли. Интонация (лат. intonatum – "произнесенное") – этап, на котором предстает результат становления мысли формой. Форма, несущая смысл, есть мыслеформа. Интонируемая мысль в интонации обретает устойчивую форму бытия: мыслеформу, содержащую смысл и значение произнесенного.
На этапе мыслеформы природа единства и различия энергии мысли и интонации предстает как тождественное различие интонируемой мысли: тождественность невидимой формы энергии мысли и материальной – явленной – формы, ее представляющей. Иными словами, тождественность невидимой мыслеформы и явленной ее ипостаси – интонации. Интонирование-произнесение ставшего – "видимое невидимого" мыслеформы – и есть интонация. Закрепляя форму бытия мысли как бытия осознанного, интонация начинает жить в сфере коллективного сознания – в пространстве мыслимого бытия человечества. В нем интонация предстает объектом-носителем смыслов. Коллективное сознание – пространство, в котором мысль интерпретирует добытые смыслы.
В чем же состоит переход интонации в сферу коллективного сознания, какова логика этого перехода и каковы его основания?
Творит мыслеформу, еще раз подчеркну, мыслетело. Его пространство – пространство явления мыслеформ, содержащих смысл, порождение которых осуществляет неявленная сторона мыслетела – энергия мысли. Это значит, что мыслящее тело, завершив цикл становления – intonare, формирует мысль изнутри вовне: туда, где телесный жест (пантомимика-звучание) получает место и условия считывания смысла и значения произнесенного – содержание мыслеформы.
Смысл мыслеформы есть произнесенное телесным движением. В пространстве телесно представленной мыслеформы всегда пульсирует одновременность материально-энергетического. Энергетическое предстает образом телесного, а телесное актуализирует энергию смысла.
Интонируемая мыслеформа – носитель видимого невидимого мысли – есть ипостась произнесенной мысли, её очевидно-неочевидная мыслеформа. Ее внешнее представление интонацией, явленный в напряжении ход мысли – это "обоюдо-совокупная" (Лосев) сопряженность, которая характеризует способ жизни "интонируемой мысли" (Асафьев). Мыслеформа – "переживаемая очевидность" (Деррида) – интонирует смысл во всем пространственно-временном единстве интонируемой мысли: геометрии движения (мелодия мысли), степени напряжения, темпоральности и динамики.
Интонация как инструмент познания мысли отражает формы ее бытия, а как объект автономного существования носителя свойств мысли транслирует и сохраняет рожденные мыслетелом человека мыслеформы. Рождение мыслеформ и интонаций, представляющих их в пространстве мыслетела, не бесконечно. Физические возможности мыслетела – его внутренняя и внешняя телесная архитектоника – регламентируют способы обмысливания, а следовательно, и интонирования окружающего мира. Возможности зрения, слуха, осязания, передвижения обусловливают универсальную систему способов интонирования мысли – универсальных для человеческого мыслетела способов расположения энергии в процессе телесного движения. Эта физическая заданность обусловила базовый набор универсальных мыслеформ, представленных интонационными универсалиями.
Фундамент универсальных мыслеформ являет интонационные универсалии: повествование (описание свойств объекта, которые фиксирует осязание, зрение, слух); вопрошание (поиск смысла, нахождение которого обнаруживает разумное телесное движение); восклицание (утверждение найденного смысла, что фиксирует однозначное телесное движение).
Система интонационных универсалий "держит" внешнюю форму коллективного сознательного, ее информационный каркас, а ее сокрытая энергетическая о-формленность находится в постоянном энергетическом обновлении – обновлении вечным и сокрытым "ИН".
Таким образом, интонация – произнесенное (intonatum) – представляет "вечное теперь" коллективного сознания, она – носитель памяти человеческой формы разумного бытия. Система универсалий (можно сказать, фундаменталий) осуществляет связь и единство сознания цивилизаций, эпох, стилей, жанров, а их нескончаемое варьирование создает полистилизм и полифонизм представлений на основе неизменных форм вечно творческой мысли.
Итак, триада intonare продемонстрировала свои инструментальные возможности, воссоздавая полноту бытия мысли. Она означила субстанцию, способ становления и форму бытия мысли.
Триада показала единство конечного мыслящего тела и бесконечного мыслимого Универсума. В этом единстве – включенности мыслетела в разумную жизнь мироздания – мысль, мыслетело и мыслеформа получают свое место, роль и функцию. Мысль понимается как живое разумное вещество – мыслительная энергия разума универсума. Мыслетело – форма бытия энергии разума (мыслительная энергия), которая обусловливает возможность творчества мысли в рамках своей телесной организации. Мыслеформа – результат мыслетворения, носитель смысла. Формы бытия разума конечны и многообразны, а пластическое вещество – разумная энергия мысли – бесконечно и неизменно.
На основании этих выводов можно моделировать универсальную форму разумной жизни конечного тела Универсума на примере мыслящего тела человека – его мыслетела. На схеме "Бесконечность конечных форм разумной жизни Универсума" показаны:
1. Конечная форма разумной жизни универсума – мыслетело. В пространстве мыслетела термины триады (ton-intonare-intonatum) фиксируют этапы становления мысли, а принцип единства конечного мыслетела в бесконечности показан процессом дыхания (вдох-выдох);
2. Уровни деятельности конечного мыслетела в бесконечном пространстве мыслимого бытия. Даны уровни Начала творческой деятельности Разума – Прамысль; Разумное творчество человека – Мысль; Творчество мысли – Мыслеформа (носитель смысла);
3. Цикл разумной жизни мыслетела. В нем триада INTONARE означает разнонаправленные линии цикла разумной жизни (палинтонос): становления мысли и возвращения ее энергии к истоку, который начинает и завершает цикл.

 

 

Примечания

1 Перевод проф. А.М. Антиповой. вернуться назад
2 Анализ теоретических результатов интонологического знания, достигнутых в рамках театроведения, лингвистики, музыковедения, философии, будет опубликован в сборнике трудов семинара "Единая интонология". вернуться назад
3 Лат. intonatum – "произнесенное", чему соответствует в русс. "интонация". вернуться назад
4 Анализ термина дан мною в работе "Театр мысли древних" на примере египетской сакральной теории (см. в настоящем сборнике).
вернуться назад