На главную страницу

 

ОБ АКАДЕМИИ
СОСТАВ
ИЗ ИСТОРИИ
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
БИБЛИОТЕКА
ГАЛЕРЕИ
АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ

ЧЛЕНЫ АКАДЕМИИ:

По отделению художественного творчества

Васильев А.А.
Виноградов О.М.
Кушнер А.С.
Мартынов В.И.
Розовский Марк Григорьевич
Соткилава З.Л.
Урошевич В.
Фоменко А.В.
Хуциев М.М.
Яблонская О.

Яблонский Д.

По отделению
эстетики, теории культуры, литературоведения, искусствознания

Алышанов Ш.
Балтабаев Х.У.
Борев Ю.Б.
Бочаров С.Г.
Ванслов В.В.
Егоров Б.Ф.
Микушевич В.Б.
Миролюбов Иоанн
Прожогина С.В.
Смелянский А.М.
Страда В.
Тахо-Годи А.А.
Шутыч М.

 

+ + + + + + +
Академиками НА навсегда остаются

 

 

НЕЗАВИСИМАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

Марк Григорьевич Розовский

Марк Григорьевич Розовский родился 3 апреля 1937 г. в Петропавловске-Камчатском в семье инженеров. Через шесть месяцев после рождения сына его отец был арестован и 18 лет провел в лагерях. В 1938 г. бабушка перевезла мальчика в Москву. В 1944 г. он поступил в московскую школу № 170, где в то время учились драматург Эдвард Радзинский, актеры Василий Ливанов, Андрей Миронов, дирижер Евгений Светланов, художник Борис Мессерер...
В 1955 г. после окончания школы Розовский поступил на факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, который окончил в 1960 г.
В 1964 г. окончил Высшие сценарные курсы (ныне Высшие курсы сценаристов и режиссеров).
С 1958 г., еще во время учебы в университете, Розовский стал художественным руководителем студенческого театра Московского университета «Наш дом», закрытого по цензурным соображениям в 1969 г. В театре работали актеры Семен Фарада, Михаил Филиппов, Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов, драматург Виктор Славкин. Широкую известность получила в театре постановка Розовского «Целый вечер, как проклятые» (1964) — первый опыт в стиле театра абсурда, отмеченный премией на I Всесоюзном фестивале студенческих театров эстрадных миниатюр в Москве (1966) и «Золотой маской» на фестивале в Варшаве.
Как театральный режиссер Марк Розовский осуществлял в 1970-х гг. постановки в Ленинграде — в Большом драматическом театре (теперь — БДТ имени Г.А. Товстоногова), Театре оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр), Академическом театре имени Пушкина, Театре имени Ленсовета, в Риге — в Театре русской драмы, в Москве — во МХАТе, Театре имени Маяковского, Государственном театре кукол имени С.В. Образцова, во Вроцлаве — в Театре польском.
В МХТ имени Чехова около тридцати лет шел спектакль «Амадей», поставленный режиссером в 1983 г.
В 1970–1973 гг. Розовский руководил театром при Литературном музее.
В 1974 г. работал главным режиссером Московского государственного мюзик-холла.
В 1983 г. Марк Розовский организовал Театр «У Никитских ворот», художественным руководителем которого является и сегодня. В репертуаре театра — литературно-музыкальные представления, философские притчи, трагифарс, драма, музыкальные шоу, мюзиклы.
Наиболее известны спектакли: «Бедная Лиза» — лауреат Эдинбургского фестиваля 1989 года; «Дядя Ваня», получивший за лучшую режиссуру «Хрустальную Турандот»; «Песни нашего двора», удостоенный премий правительства Москвы и фестиваля «Голоса истории»; «Черный квадрат» — лауреат Московского международного фестиваля спектаклей одного актера в 2002 г.
Последние постановки Марка Розовского — «Гамлет» (2013), «Трамвай «Желание» (2013), «Харбин-34» (2014), «Кандид, или Оптимизм» (2014) — вызвали огромный интерес и признание публики и критики.
Среди новых работ режиссера и сценариста — музыкально-поэтическое представление «PRO процесс» по мотивам произведений Кафки.
Марк Розовский известен как автор многих музыкальных постановок. Он первый в СССР поставил рок-оперу «Орфей и Эвридика» (1975) Александра Журбина, которая исполнялась около двух тысяч раз.
Мюзикл Розовского «„Страйдер“, или История лошади», поставленный в БДТ в 1975 г., исполнялся на Бродвее, на сцене театра Хелен Хейс (1979) и получил высокие оценки в рецензиях «Нью-Йорк Таймc» и других американских изданий. Эта пьеса с успехом обошла многие сцены мира, была поставлена в Национальном театре в Лондоне, Статстеатре в Стокгольме, Королевском театре в Копенгагене, а также в Японии, Германии, Италии, Швеции, Финляндии и других странах.
Марк Розовский — автор пьес «Красный уголок», «Концерт Высоцкого в НИИ», «Раздевалка», «Триумфальная площадь», «ОХ!», «Харбин-34» и многих других, а также многочисленных инсценировок. Пьеса Розовского «Кафка. Отец и сын» по произведениям Франца Кафки с успехом была поставлена в театре «Ла Мама» (Нью-Йорк), «Красный уголок» — в Бонне и Дюссельдорфе.
Марк Розовский написал сценарии к нескольким кинофильмам, самым популярным среди которых стала музыкальная картина «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978). Он был режиссером фильмов-спектаклей — «Кто есть кто?» (1977), «Мораль пани Дульской» (1978), «Мертвые души» (1980), «Кафедра» (1982), «Золотая рыбка» (1985), «История лошади» (1989), «Страсти по Владимиру» (1990), «Гамбринус» (1992), где он выступил и в качестве композитора, а также многих видеоверсий спектаклей Театра «У Никитских ворот».
По своей первой специальности — журналист — Марк Розовский работал еще в 1960-е гг. на Всесоюзном радио, в журнале «Юность», «Литературной газете».
В 1979–1980 гг. Марк Розовский входил в редакционный совет самиздатовского альманаха «Метрополь», где публиковался вместе с такими талантливыми писателями, как Фазиль Искандер и Василий Аксенов.
Розовским написаны книги о театре: «Режиссер зрелища», «Самоотдача», «Превращение», «Театр из ничего», «Чтение „Дяди Вани“», «Дело о конокрадстве», «К Чехову», «Изобретение театра», «Поймали птичку голосисту». За последние годы вышли в свет его автобиографическая документальная книга «Папа, мама, я и Сталин», сборник произведений Розовского из серии «Антология сатиры и юмора России XX века» (том 51), «Сказки для Саши», «Штучки» и другие.
Розовский ведет преподавательскую работу как профессор, художественный руководитель курса актерского мастерства в Институте русского театра, в Институте телевидения и радио (МИТРО).
Марк Розовский является секретарем Союза писателей Москвы, членом Союза театральных деятелей России, состоит в российском Пен-клубе.
С 2000 г. по 2002 г. был членом Комиссии по помилованию при президенте Российской Федерации, состоит в Общественном совете Московского бюро по правам человека.
В 2004 г. Марку Розовскому было присвоено звание народного артиста Российской Федерации. Он награжден орденом Почета (1998), является лауреатом премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006), дважды — «Россиянин года» (2007 и 2013). С 2014 г. Марк Розовский носит звание академика Академии искусств России — «за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства».

 

Призы и награды

Лауреат премии «Литературной газеты» (1975)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в сезоне 1992/1993 за постановку «Дяди Вани» А. Чехова в Театре «У Никитских ворот»
Орден Почета (1998)
Премия «Венец» (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны)
Премия Москвы, премия «Признание» Московского международного телевизионно-театрального фестиваля
Чеховская медаль (2005)
Лауреат национальной премии «Россиянин года» (2007 и 2013)
Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006)

Общественные награды

Орден Ломоносова
Звезда миротворца
Академик Академии искусств России (2014)

Творчество

Театр

Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького
«Бедная Лиза» Н. Карамзина (инсценировка, стихи, постановка), малая сцена
«История лошади» Л. Толстого (сценическая композиция, режиссер, музыкальное оформление)
«Две одноактные пьесы. Красный уголок» (инсценировка), малая сцена

Рижский театр русской драмы
«Убивец» (по «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского (пьеса и постановка).
«История лошади» (по рассказу Л.Н. Толстого «Холстомер») (пьеса, музыка и постановка).
«Бедная Лиза» (по Н.М. Карамзину) (пьеса, музыка и постановка).

Театр «У Никитских ворот»
«Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы (пьеса, режиссер-постановщик)
«Гамбринус» А. Куприна. Мюзикл в 2-х частях (композитор, пьеса, постановка, исполнитель)
«Дядя Ваня» А. Чехова (режиссер-постановщик)
«История лошади» Л. Толстого (пьеса, музыка, постановка)
«Как поссорился И.И. с И.Н.» Н. Гоголя (пьеса, стихи, постановка)
«Метель» В. Сорокина (пьеса, постановка, исполнение стихов)
«Мирандолина» К. Гольдони (постановка, стихи и либретто)
«Мрамор. Представление» И. Бродского (режиссер-постановщик)
«Недоросль.RU» Д. Фонвизина (художественный руководитель постановки)
«Носороги» Э. Ионеско (режиссер-постановщик)
«ОХ!» М. Розовского (пьеса, режиссер-постановщик)
«Песни нашего двора» (сценарий, постановка, исполнитель)
«Песни нашей коммуналки» (сценарий, режиссер-постановщик, исполнитель)
«Пир во время чумы». Свободная фантазия на пушкинские стихи (режиссер-постановщик)
«Экклезиаст — Книга Библии» М. Розовского (идея, постановка)
«Роман о девочках» В.Высоцкого (инсценировка, постановка)
«Гамлет» В. Шекспира (постановка)
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаева (инсценировка, постановка)
«Трамвай „Желание“» Т. Уильямса (постановка)
«Viva, Парфюм» (пьеса, стихи, постановка)
«PRO процесс» Ф. Кафки (пьеса, стихи, постановка)
«Дело корнета Елагина» И. Бунина (пьеса, постановка)
«Харбин-34» (режиссер-постановщик)
И др. Всего — около 200 пьес и постановок (см. книгу Н.Старосельской «Дом, который построил Марк»)

Другие театры
«Кафка. Отец и сын» (Московский художественный театр им. А.П. Чехова)
«Мать обвиняет» К. Чапека (Московский художественный театр им. А.П. Чехова)
«Амадей» П. Шеффера (Московский художественный театр им. А.П. Чехова)
«Брехтиана» (Московский художественный театр им. А.П. Чехова) (пьеса и постановка)
«Суламифь-Forever!» (рок-опера) М. Розовского (либретто, стихи)
«Звуки мюзикла» (Музыкальный театр г. Ростов-на-Дону) (либретто, постановка)
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаева (Академический театр им. Вахтангова, г. Владикавказ)

Кино

Актер
1972 — «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие»
2008 — «Тяжелый песок»
2012 — «Человек»

Озвучивание
1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера» — вокал (песня «Шпионы кардинала»)

Режиссер
1977 — «Кто есть кто?» (телеспектакль)
1978 — «Мораль пани Дульской» (телеспектакль)
1982 — «Кафедра» (телеспектакль)
1985 — «Золотая рыбка» (телеспектакль)
1989 — «История лошади» (телеспектакль)
1990 — «Страсти по Владимиру»
1992 — «Гамбринус» (телеспектакль)
1999 — «Два Набоковых» (телеспектакль)

Автор сценария
1967 — «Семь нот в тишине...»
1972 — «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие»
1974 — «Приключения в городе, которого нет»
1974 — «Пир во время чумы» (телеспектакль)
1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера»
1978 — «Будьте готовы, Ваше высочество!»
1982 — «Кафедра» (телеспектакль)
1985 — «Золотая рыбка» (телеспектакль)
1990 — «Страсти по Владимиру» (сценарий и постановка)
1992 — «Гамбринус» (телеспектакль)
1999 — «Два Набоковых» (телеспектакль)

Документальные фильмы
2009 — «Чистосердечное признание. Игорь Старыгин» (документально-биографический фильм, посвященный творчеству Игоря Старыгина)

Сочинения

Драматургия
«Концерт Высоцкого в НИИ»
«Театр живой газеты»
«Люди одного костра — Брехт и Третьяков»
«Раздевалка»
«Триумфальная площадь. Памяти В.Э.Мейерхольда»
«Красный уголок». Пьеса для двух актеров
«Черный квадрат»
«Песнь о Данко: Музыкально-поэтическая фантазия по мотивам ранних произведений А.М. Горького»
«Ох!»

Проза
«Режиссер зрелища». 1973
«Самоотдача: Из опыта работы одной студии: Размышления и документы». 1976
«Превращение». 1983
«Театр из ничего». 1989
«Чтение «Дяди Вани». 1996
«К Чехову...» 2003
«Дело о конокрадстве». 2006
«Антология сатиры». Том 51. 2007
«Сказки для Саши». 2008
«Штучки». 2008
«Поймали птичку голосисту». 2009
«Изобретение театра». 2010
«Яблокони». Книга стихов. 2012
«Папа, мама, я и Сталин. 2013
«Новые штучки». 2013
«Ставлю "Гамлета"». 2014