Оксана Яблонская

Действительные члены академии:

По отделению художественного творчества

Васильев А.А.
Виноградов О.М.
Кушнер А.С.
Мартынов В.И.
Микушевич В.Б.
Розовский М.Г.
Урошевич В.
Фоменко А.В.
Яблонская Оксана
Яблонский Д.

По отделению
эстетики, теории культуры, литературоведения, искусствознания

 

Оксана Яблонская, выдающаяся пианистка, живущая в США и признанная в сорока странах мира, родилась в Москве. До 16 лет она училась в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской Консерватории им. Чайковского в классе А. Сумбатян (среди знаменитых учеников этого педагога – В. Ашкенази). Позднее окончила Московскую консерваторию имени Чайковского по классу известного музыканта А. Гольденвейзера. В 22 года она уже работала в Московской консерватории.
Первые большие успехи пришли рано. Она как будто никогда не была "ученицей", "начинающей" – настолько ярко и сразу проявилась ее исполнительская индивидуальность. Профессионализм, безошибочное чувство стиля, вкус, умение проникнуть в сокровенный замысел композитора и донести его до аудитории через свою неповторимую трактовку – вот особенности ее манеры. Оксана стала известной на Западе – ее прославили победы на конкурсах в Париже, в Рио-де-Жанейро, на конкурсе им. Бетховена в Вене. Высшие призы – и предложения ангажементов: блестящее, многообещающее начало. Однако воспользоваться приглашениями она не могла: из СССР ее не выпускали на гастроли.
Яблонская получила звание солистки Московской филармонии наряду с такими артистами, как Рихтер, Гилельс, Ростропович. Ее выдающиеся сольные выступления, совместная работа с оркестром Большого театра, в частности, на праздновании 65-летия Шостаковича, сделали ее звездой отечественного фортепианного искусства.
Однако полно реализовать творческий потенциал в Советском Союзе у нее не получалось. В 1975 г. она решила эмигрировать – и сразу лишилась возможность работать в Консерватории и выступать. Разрешения на выезд ждала два года. Наконец, благодаря вмешательству Л. Бернстайна, Яблонская покинула Россию. Вместе с ней уехали отец и маленький сын.
В Нью-Йорке она была никому не известна. Однако уже через четыре месяца после приезда, несмотря на более чем двухгодичный перерыв в концертной деятельности, она блестяще выступила в Alice Tully Hall и была благосклонно отмечена прессой. Нью-Йорк Таймс написала, что Яблонская "была в СССР тщательно охраняемым секретом" и теперь "Запад может наслаждаться искусством этой грандиозной пианистки". А затем – дебют в знаменитом Карнеги-Холл и – триумф: пианистка из России становится в ряд ведущих мастеров мира. После выступления в Лондоне, в легендарном Queen Elizabeth Hall (1982 г.) газета Daily Telegraph отмечала: "Яблонская принадлежит к тому типу пианистов, которые естественно, с легкостью достигают того, к чему стремятся другие музыканты всю свою жизнь". "Она добивается блестящих результатов в любом репертуаре, который выбирает!" – вторила American Record Guide в 1995 г. после записи на CD произведений Чайковского в исполнении Яблонской.
"Никакой аффектации, ничего внешнего, никакой демонстрации своего изощренного пианизма. Игра ее, не утратив бурной страстности, пленяет строгостью, глубиной, вдумчивостью. Пианистка как бы вслушивается в извлекаемые ею звуки, ища сокрытый в них смысл, – пишет нью-йоркская журналистка Л. Кафанова, и продолжает – Смешно даже произносить слово "техника", говоря о таком мастере, как Яблонская, но и не сказать нельзя, потому что виртуозность, сила, экспрессия – все подчинено творению: наполненной мыслью и эмоциями музыке".
"Лучший секрет Советского Союза", Яблонская гастролирует по странам и континентам, выступает с лучшими симфоническими оркестрами, сильнейшими дирижерами. В 1990 г., после 13-летнего отсутствия, пианистка приезжает в Россию, дает концерт, ведет мастер-класс. Вновь начинается ее сотрудничество с Московской консерваторией. Отныне она регулярно бывает в России. Выдающийся пианист-виртуоз Яблонская своеобразно и дерзновенно исполняет сложнейшие произведения Рахманинова, Чайковского. Записи произведений Шуберта и Листа в ее исполнении удостоены Гран-при на международном конкурсе Общества Листа в Будапеште.
Оксана Яблонская - темпераментный и заинтересованный судья международных конкурсов: это Newport and Bowdin в США, Flaine and Tours во Франции, Lago Maggiore в Швеции, Oxford Philomusica в Англии. При ее участии был организован фестиваль Puigcerda Musica Clasica International Festival в Испании, который действует с 1998 г. Педагог американской Julliard School Яблонская дает мастер-классы в консерваториях и музыкальных школах всего мира. Многие считают ее самым ярким талантом поколения:
Писатель, собеседник И. Бродского Соломон Волков говорит: "В музыкальном мире Нью-Йорка видное место занимает пианистка Оксана Яблонская – и как концертирующая артистка, и как один из ведущих профессоров знаменитой Джулиардской музыкальной школы. Это тоже один из примеров глубокого взаимодействия русской и американской музыкальных культур. В концерте Яблонской в Нью-Йорке приняли участие и ее ученики. Интересно было услышать новинку – "Фантазию на темы из оперы Чайковского "Пиковая дама"" в исполнении автора, обаятельной А. Боголюбовой. Фантазия эта посвящена любимому профессору – Яблонской, которая и сама вышла на эстраду с нью-йоркской премьерой Шестой фортепианной сонаты Моисея Вайнберга. Дальше последовали Глюк, Бетховен, Рахманинов, Скрябин, прозвучавшие величаво, торжественно, со скульптурной выпуклостью и эмоциональной яркостью. "Нью Йорк Таймс" справедливо назвала Яблонскую "могущественной пианисткой"".

Илья Ильин

"Академические тетради". Выпуск 12. М., 2007. С. 208-211.

 

Книга Оксаны Яблонской в библиотеке Академии:

Маленькие руки

 

Слушать записи Оксаны Яблонской

Оксана Яблонская
другие фотографии О. Яблонской