Олег Михайлович Виноградов

Действительные члены академии:

По отделению художественного творчества

Васильев А.А.
Виноградов Олег Михайлович
Кушнер А.С.
Мартынов В.И.
Микушевич В.Б.
Розовский М.Г.
Урошевич В.
Фоменко А.В.
Яблонская О.
Яблонский Д.

По отделению
эстетики, теории культуры, литературоведения, искусствознания

 

 

Олег Виноградов: "Сегодня балерины работают как машины"
("Вечерний Петербург", 20.05.2010 г.)

Олег Виноградов. Фото "ИНТЕРПРЕСС"

Брать интервью у режиссера перед премьерой – дело опасное: балетная труппа разрывает постановщика на части, костюмеры и танцовщики обращаются к нему с бесконечными вопросами, предлагают что-то новое, ругают что-то старое. У Олега Виноградова каждые пять минут звонит телефон: кажется, что вся Оперная студия вот-вот задымится от напряжения.
Я сижу в крошечном кабинете известного хореографа и разглядываю раритетные фотографии на стенах, Олег Михайлович проносится мимо меня туда-обратно, предлагает осмотреть эскизы декораций. Наконец он закрывает дверь в свой кабинет и начинает разговор, хотя знает, что за ней его уже опять кто-то ждет с новыми вопросами и предложениями. А что делать? Премьера на носу!

НАС ХОТЯТ ЗОМБИРОВАТЬ

– Спектакль уже практически готов, у нас идут последние репетиции. Труппа работает хорошо, декорации и костюмы делают в лучших мастерских Петербурга. Оформление Вячеслава Окунева, с которым мы уже работаем около 40 лет, очень интересное. Я надеюсь, что любители традиционного, классического балета (красивого, сказочного, без влияний последних извращений, которые появились в нашем искусстве) будут рады. "Золушка" – нормальный классический балет, созданный по законам академического стиля, я это делаю сознательно, потому что в последнее время таких балетов все меньше и меньше. Хореографы то ли не хотят такие балеты делать, то ли не умеют (скорее всего и то и другое). А публика любит такой балет, с традициями более чем 300-летней давности! И в дальнейшем мы планируем ставить только такие балеты: это же Петербург, здесь лучшая балетная школа, со своими сложившимися традициями, которые повлияли на развитие балета во всем мире. А мы сегодня все теряем!

– Когда вы говорили о "ненормальности" балета, что имели в виду?
– В основе постановки должны лежать общечеловеческие ценности и красота! Если это воспитывает и одухотворяет, если после спектакля не хочется пойти в душ, смыть с себя всю эту грязь, – такой балет нужен. То же самое с оперой, то же с драматическим театром.

– Может быть, со временем размывается само понятие красоты?
– Я думаю, что не размывается, я думаю, что это дьявольское проявление. У меня вообще складывается впечатление, что нас хотят зомбировать, особенно наших детей. Если раньше сказки, подобные Золушке, были основой детского воспитания, то теперь дети растут на монстрах, динозаврах, чудовищах и прочих ужастиках. Мозги становятся квадратными. Чего же мы хотим от следующего поколения?

– С постановки "Золушки" в 1964году в Новосибирском театре оперы и балета началась ваша творческая биография. Элементы костюмов или декораций были вами сохранены в постановке XXI века?
– Костюмы и декорации новые, а бюджет этого спектакля неслыханный для данного театра. Руководство Консерватории делает все возможное и невозможное, чтобы выпустить очень красивый спектакль. Нам хочется, чтобы с этого спектакля началась новая ступень в эстетике театра.

ЧТО ТАНЦУЮТ – КОШМАР!

– Чем отличаются балетные звезды нашего времени от прежних лет?
– Только зарплатой. Те звезды, которых мы знаем сейчас как легенды, – получали раз в 100 меньше. Работали и доказывали свою состоятельность и прославляли наше искусство. Вообще современный мировой балет по школе и физическим данным стал намного лучше. Вот (показывает на фотографию нехуденького Нижинского) посмотрите, каким был Нижинский! С теми формами, которыми обладали в прошлом веке, в наше время просто не взяли бы в балет. Техника в наше время тоже стала лучше, но понятие о духовности этого искусства уходит. Сегодня многие звездные балерины, очень красивые по данным, работают как машины. Что танцуют – кошмар!

– Но это не их вина, наверное, а руководителя...
– Безусловно. Не бывает плохих театров, бывают плохие руководители.

– Алла Осипенко как-то высказывалась, что раньше главным счастьем для танцоров были репетиции, о здоровье и деньгах думали меньше. Была подлинная радость от создания спектакля...
– Алла абсолютно права в этом, потому как раньше никаких денег и не было. Мы даже не могли думать об этом – и не думали! Это была норма! Сейчас, когда платят такие сумасшедшие гонорары, которые трудно даже себе представить, когда границы открыты и можно куда угодно уехать, все сместилось. Но ведь артист не виноват в том, что он хочет зарабатывать? Он должен дорого продавать свои ноги, свое творчество, он должен существовать так, как этого заслуживает по итогам своей работы.

– Отношение к звездам раньше в нашей стране было не на высоте. Сейчас что-то меняется в лучшую сторону?
– Ничего не меняется. Чтобы поднять престиж американского балета, мне лично прислал письмо президент Соединенных Штатов с приглашением работать там. Вы можете себе представить такое у нас? Я потому и уехал отсюда много лет назад, что был здесь никому не нужен.

МОЙ ДОМ – ЗДЕСЬ

– Знакомством с какими людьми вы гордитесь?
– Юрий Петрович Любимов, дай бог ему здоровья! Это один из гигантов, у которого я учился. Боря Тищенко, с которым мы сделали "Ярославну"; очень странно, что Мариинский и Большой театры боятся или не хотят поставить этот балет. Жалко очень, что ушли Тихон Николаевич Хренников, Дмитрий Сергеевич Лихачев... Это все люди, которые повлияли на мою жизнь.

– Если сейчас такое сложное положение в сфере культуры, то... извините, на что вы надеетесь?
– Надежда, как говорят, умирает последней. Я уже 20 лет работаю в Америке, ставлю спектакли во многих театрах, но дом мой – здесь. Этот город дал мне все!

21 и 22 мая на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории состоится премьера балета "Золушка" на музыку Прокофьева. Постановка всемирно известного балетмейстера, декана режиссерского факультета Санкт-Петербургской консерватории народного артиста СССР Олега Виноградова. Музыкальный руководитель и дирижер – народный артист России Сергей Стадлер, сценография и костюмы – Вячеслава Окунева. В главных партиях: Золушка – Наталья Ториашвили, Олеся Гапиенко, Принц – Илья Заботин, Андрей Бесов.

Беседовала Антонина Ростовская