На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

НЕЗАВИСИМАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

 А. Дюрер. Св. Иероним в своей келье. 1514

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

 

Исторические идеалы и смыслы бытия человека и человечества

Ю.Б. Борев. ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

СООБРАЖЕНИЯ — ВОЗРАЖЕНИЯ — ПОЛЕМИКА

ДИАЛОГ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!

ПАРАДИГМА — РЕАЛЬНОСТЬ — КУЛЬТУРА

 

РОССИЯ – ПАРАДИГМА – НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Академик РАН, директор института
современной экономики РАН Н.Я. Петраков

О ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Нельзя не согласиться с тезисом Юрия Борева: "Культура каждой эпохи выдвигает свою концепцию мира и личности, дает формулу бытия человечества (парадигму, утверждающую цели и смыслы бытия). И вся жизнь эпохи определяется этой парадигмой. Однако в этом отношении эпоха конца ХХ в. – начала ХХ1 в. принципиально отличается от всех прежних… Последние четверть века впервые в истории парадигма отсутствует".
Хотя может быть не "отсутствует", а стыдливо не формулируется?
Однако отложим ответ на этот вопрос и обратимся к историческому фону возникновения и гибели социальных парадигм.
Конец Х1Х в. и начало ХХ в. характеризовались интеграцией культуры, созданием мировой литературы, театрального искусства, сближением архитектурных и живописных концепций. Культура интегрировала религиозные, национальные и атеистические традиции. Социальная эмансипация женщин, всеобщая доступность образования, возможность массовой миграции населения приобрели международное значение. Шла широкая волна глобализации общества, основанная на гуманистических идеалах, на приоритете личной свободы, личного волеизъявления (часто в ущерб общегосударственным интересам, игнорируемым в основном бессознательно на правах доминанты личной независимости). Поэтому космополитизм, просвещенный атеизм или новое богостроительство органически вписывались в парадигму общественного развития начала ХХ в.
Но в любой социальной парадигме заложено внутреннее противоречие. Парадигма – плод общественного сознания, гипертрофирующий один из аспектов объективной реальности. Целеполагание, зафиксированное в формуле парадигмы, как правило, вступает в конфликт со средствами ее практической реализации, а также с другими социальными интересами.
Так, в ХХ в. стремления к гуманистической интеграции интеллектуальных достижений человечества непримиримо столкнулись с тенденцией к геополитическому межстрановому переделу мира для получения сырьевых, экономических и территориальных приоритетов. Была выдвинута национально-шовинистическая, а позже религиозная парадигма. К сожалению, именно эта парадигма (вопреки итогам второй мировой войны) получила углубленное развитие в последние десятилетия прошлого века. Интеграционные процессы все более отступают под натиском безудержных желаний к  обособленной государственности, к национальному и религиозному изоляционизму и нетерпимости.
В условиях однополюсного мира широко рекламируемая глобализация довольно быстро трансформируется в американизацию мира по образу жизни, культуре, мотивации поведения. В отличие от нынешнего западного глобализма, в основе российской парадигмы лежит межнациональная и межрелигиозная терпимость, органическая интеграция культурных достижений. Элементы национальной или религиозной неприязни (например, антисемитизм) насаждались искусственно властями и не пустили серьезных исторических корней в России. Понятие "интернационализм" – один из немногих терминов естественно воспринятых народами бывшего СССР из словаря социалистической идеологии. Сохранится ли эта традиция?

 

Академик Независимой академии эстетики и свободных
искусств, д.ф.н., проф. Б.Ф. Егоров (Петербург)

К "ПАРАДИГМЕ ЭПОХИ" Ю.Б. БОРЕВА

Прилагаю к содержательным и не вызывающим у меня спора тезисам Ю.Б. Борева два добавления.
1. В "утопических" (на самом-то деле вполне реалистических) предложениях о главных целях развития современных культуры и цивилизации следует учесть замечательные идеи отечественного генетика В.П.Эфроимсона (1908-1989) о зафиксированной учеными биологической выгоде добродетельных начал  в живой природе  (я всегда привожу социально-экономический, подтверждающий генетику, пример: русские купцы уже в XIX веке хорошо осознали, что честно вести дела выгоднее, чем мошенничать). Возможно, человечество перед лицом глобальных катастроф само собой придет к такой практике (как бы только катастрофы раньше не уничтожили все живое!) но стоит ему пораньше внушать идеи добра и честности.
2. Очень важно внедрять в народе принципы православного кенозиса, нравственно-психологического "умаления" (вспомним популярную нью-йоркскую песенку эмигрантского барда: "А я маленький такой"). Не надо доводить этот принцип до монашеской аскезы и самоуничижения, главное в нем – волевое самоограничение, использование во всех сферах необходимого, а не максимально желаемого, культ сохранности всего природного и искусственно созданного, всего, что выходит за рамки необходимого. А за выработанным на Западе и массово внедряемым на нашем Востоке противоположным культом интенсивного потребления, т.е. равнодушного пренебрежения к вещам (выбросить чуть подсохший батон, оставить гору недоеденного на "шведском столе" или в гостях, выбросить на помойку немодные одежду и обувь, мебель, книги и т.д.) стоит страшный аморализм, перетекающий в равнодушие и даже в презрение к человеку, его труду, к природе.
Показательно, что этот аморализм – родной брат бандитского менталитета (одобряется разрушение, а не созидание; известен безошибочный способ определения – свой или чужой: положить у входного порога белое полотенце: чужой перешагнет, а свой нарочно испачкает полотенце грязными ногами; бесспорно, близок к этому и большевистский менталитет разрушения старого мира).
Отклонимся чуть в сторону, но очень важную: пока мы не научимся утилизировать горы выбрасываемого: автомашины, технику, мебель, бумагу, бутылки, банки и т.д., мы будем варварами, а не культурными людьми.
И еще как будто в сторону, но в тесной связи с выше сказанным: в современном быту  и творчестве можно многое заимствовать из традиционной христианской морали. К сожалению, некоторые деятели официальной церкви не вышли еще из круга средневековых представлений, например, о разделении мира на "своих" и "чужих" и думают не о нахождении способов общения с "чужими", а о все более жестком отграничении себя и своих подопечных от контактов с "чужими".
А для того, чтобы намеченное в двух пунктах успешнее реализовывать, нужно расширять острова интеллигенции в огромном мещанском море (см. мое письмо об этом в газете "Известия" от 18 марта 2004 г.), т.е. всячески развивать культуру, творчество, образование, искусство. Необходимо сделать это важнейшим национальным проектом!

Ю.Б. Борев. Парадигма эпохи – интеграл разных свойств разных этносов. Парадигма эпохи объединяет, интегрирует многие моральные установки, этикетные принципы, вбирает в себя национальные обычаи и установки (о которых хорошо пишет проф. Б. Егоров), парадигмы национального бытия (о парадигме русской национальной жизни интересно и плодотворно ставит вопрос академик Н. Петраков). Все это в "снятом виде" присутствует в парадигме эпохи.

 

Ведущий инженер Иркутского научного центра
Сибирского отделения РАН Д. Дайнеко (Иркутск)

РОССИЯ: РЕФОРМЫ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
(Взгляд из Сибири)

Уважаемый Юрий Борисович! Прочитал в Интернете Вашу статью "Парадигма эпохи" (введение в коллективный труд "Исторические формулы бытия человека и человечества"). Очень понравились.
Особо актуальна в парадигме проблема ценности личности. Необходимо и важно связать парадигму с современной русской национальной идеей.
В Китае была задумана и реализована в первую очередь экономическая реформа, в России – политическая. Результаты нам известны. Вопросы: Кто является демиургом и реализатором реформ? Что реформы дали нам, россиянам, через 5-10 лет? Разве что углубление процессов всеобщей глобализации. Эти процессы очевидны, но поскольку глобализация в России проходит по направлению с Запада на Восток, то и степень их гуманности уменьшается, на мой взгляд, в этом же направлении как в экономическом, так и в политическом и культурном аспектах. Для рядовых провинциалов за Уралом и далее в Сибири глобализация весьма болезненное явление. Но процесс этот неизбежен, остается только ждать и надеяться, что когда-нибудь заурядный провинциал в Сибири будет жить на уровне европейца.

 

Ю. Борев

СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Русская национальная мысль чувствует потребность
и долг разгадать загадку России, понять идею
России, определить её задачу и место в мире.

Н.А. Бердяев

Каковы же основные черты новой национальной идеи, способной повести народ "вперед и выше"?
1) "Справедливость". Не право, не равенство, не обогащение. Справедливость вот национальная, укорененная в истории России идея. Бухарин выдвинул в свое время "западную" идею "обогащайтесь" и проиграл Сталину не только потому, что Сталин переиграл его в силовых государственных играх и имел в руках "административный ресурс", но и потому, что, хотя и в спекулятивной форме, выдвинул идею социальной справедливости - боролся с "мироедами".
Сегодня вновь витает в воздухе рыночная идея "обогащайтесь". Теперь ее выдвигают антикоммунисты демократы-реформаторы. Однако сейчас эта идея звучит еще менее убедительно, чем звучала в устах либерал-коммуниста Бухарина. Жульническая чубайсовская ваучеризация распределила большую часть общественной собственности между верхними десятью (а может быть, и пятью) тысячами и не способствовала созданию многомиллионного среднего класса. В контексте этой "прихватизации" лозунг "обогащайтесь" звучит так: тысячи ни за что ни про что становитесь миллионерами, а миллионы нищайте, не получайте вовремя даже нищенскую зарплату, живите на нищенскую пенсию. В этой ситуации национальная идея справедливости оказывается особо привлекательной и актуальной, а идея "обогащайтесь" или "равных возможностей" – несбыточно-спекулятивной и даже смехотворной.
2. "Жизнестойкость". Выживание человека и народа как национальная идея эта формула не раз в разных вариациях возникала в истории России.
Во времена татарского нашествия жизнестойкость, идея выживания была господствующей и меняла все национальные представления о мире, о красоте, о нормах поведения: например, чтобы не достаться пришельцам, женщины натирали лицо навозом... Жизнестойкость не раз проявляли россияне во времена других нашествий на Россию и в 1912 году, и в 1941 году, и в другие лихолетья. В эпоху Ивана Грозного население Руси уменьшилось втрое, но жизнестойкость позволила нации выжить. Сейчас, когда ежегодно на один миллион уменьшается население России от того, что смертность превышает рождаемость, когда тяжкие моральные и физические испытания выпали на нашу долю, - идея жизнестойкости становится общенационально значимой.
3. "Державность" важнейшая составная современной российской национальной идеи. Коммунисты провозглашали отмирание государства по мере приближения к коммунизму. В этом смысле современная российская демократическая власть почти построила коммунизм: государственность почти разрушена. И оказалось, что народ, страдавший от тоталитарной государственности коммунистов (вопреки теории отмирания государства, чрезмерно укреплявших его на тоталитарных основаниях) еще более страдает от развала государственности. суды заменяются мафиозными разборками, армия не может отстоять национальные интересы России, социальная сфера (образование, пенсионное обеспечение, здравоохранение) впали в жалкое существование, и госбюджет не обеспечивает их нужды.
Россию спекулятивно стали обвинять в имперских амбициях, и российская власть стала избегать любых проявлений и действий, благодаря которым можно было бы сказать: Россия империя. Между тем ни Великобритания, ни США, ни ряд других государств, имеющих демократическую репутацию, на самом деле при этом государства имперские и вовсе не собираются отказываться от имперских амбиций.
А какую оду российской имперской державности поет Пушкин во вступлении к "Медному всаднику"!
Но дело, в конце концов, не в имперском начале, а в державности как выражении прочной государственности, без которой нет народной жизни стабильной, безопасной, защищенной от внутренних и внешних посягательств.
Итак, справедливость, жизнестойкость, державность – три составляющие современной российской национальной идеи, вбирающей в себя качества, наиболее необходимые для сохранения и развития российских народов, под высокой рукой  российской государственности.
Художники слова, звуков, красок и кинодействия! Где вы? Выскажите народу национальную идею! Если не ту, которая сформулирована в этой статье, то другую. Сформулируйте ее по своему, Позовите нас к единой цели, укажите дорогу! Не дайте погибнуть нации в междоусобицах или растерянности перед бедами, свалившимися на ее плечи!
Искусство, спаси и умири Россию!
Думаю, что возможна даже более локальная и более парадоксальная формула: искусство, спаси и умири Чечню! Можно предположить, что новый Толстой, с новым современным "Хаджи-Муратом" докажет русским, что чеченцы – гордый и благородный народ, а не лица "кавказской национальности", а чеченцам - нецелесообразность отделения от России и глубинную историческую общность наших судеб, несмотря на все трагические перипетии взаимоотношений.

 

Академик РАН Е.П. Челышев

ПОКЛОНИМСЯ ВЕЛИКИМ ТЕМ ГОДАМ

Шесть десятилетий минуло с тех пор как прогремел салют в честь Победы в Великой Отечественной войне – самой кровопролитной и жестокой в  истории человечества. Из далекого 45 г. эхо его доносится и сегодня. Никогда не померкнет слава победителей.

Как он велик! Какой бессмертный жребий!
Как входит в цепь легенд его звено!
Все, что возможно на земле и в небе,
Им вынесено и совершено.

Так писал о подвиге советского народа Борис Пастернак. Память о мужестве советского народа сохранится навсегда.
В течение многих лет я не перестаю размышлять о том, как, несмотря на крайне неудачное для нас начало войны – а я, как участник войны, был свидетелем разгрома наших войск в Белоруссии и на Смоленщине в июне-октябре 1941 г., – Красная армия смогла остановить нашествие гитлеровских полчищ, добиться решительного перелома в военных действиях, разгромить вермахт, освободить половину Европы и заставить противника капитулировать в Берлине. Что стало источником нашей великой Победы? Прежде всего извечная, передающаяся из поколения в поколение любовь народа к Родине.
Пушкин дал точную оценку причин поражения армии Наполеона в России:

Гроза двенадцатого года настала:
Кто тут нам помог?
Остервенение народа, Барклай,
Зима иль русский бог?

Причины победы России в войне 1812 г., по сути, те же, что и в Великой Отечественной войне. Враг посягнул на самое дорогое для каждого россиянина – на отчий дом, на "родные пепелища", словом на Родину и народ "освирепел", пришел в "неистовство"  - так расшифровал слово "остервенение" В. Даль. То же самое произошло в России в 1941-45 гг. Ничто не могло сокрушить национально-государственное единство.     
Победу одержал многонациональный советский народ, и что важно отметить национальное сознание органически слилось с социалистическими идеями, а главное военное командование, руководство страны делало все , чтобы скрепить, цементировать это единство.
Мой близкий друг, выдающийся поэт Дагестана Расул Гамзатов был автором одного из лучших стихотворений на военную тему "Журавли", ставшего одной из самых популярных песен. Он болезненно относился к пыткам очернить прошлое, принизить подвиг советского народа. Незадолго до кончины Р. Гамзатов писал: "Сейчас говорят, будто никакой дружбы народов в Советском Союзе не было, что это все миф… Какая клевета! Нет, было у нас, как сказал Павло Тычина,  чувство семьи единой… Миллионы братьев погибли на полях войны за общую Родину". В числе самых прославленных полководцев Великой Отечественной наряду с маршалом Г.К Жуковым – русским, были маршал К.К. Рокоссовский – поляк, генерал армии И.Д. Черняховский – украинец, И.Х. Баграмян – армянин, генерал армии М.А. Пуркаев – мордвин, генерал армии Д.Л. Лелюшенко – украинец, генерал армии Я.Г. Крейзер – еврей, маршал Р.Я. Малиновский – украинец и т.д.  Моему другу, штурману  нашего экипажа, крымскому татарину лейтенанту У.А. Сейдаметову, без преувеличения могу сказать, я обязан жизнью.
Годы Великой Отечественной войны стали испытанием для нашего народа, сплотившегося вокруг единой национальной идеи. В эти годы родной язык был поднят на недосягаемую высоту. Стихотворение Анны Ахматовой "Мужество" в самые тяжелый период войны отозвалось в сердце каждого русского человека.

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

Русский язык, русская культура многому научили и многое предвидели, а главное – стали тем объединяющим звеном, которое поднимало национальное самосознание, способствовало укреплению патриотического духа народа. И слова: братство славянских народов, Отчизна , народность, русская нация, духовная культура – стали неотъемлемой частью нашей жизни, В этом большая заслуга живительной силы русского языка и тех кто ему служил и продолжает служить.

 

Ю.Б. Борев

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
И РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Статья академика Е.П. Челышева раскрывает всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой отечественной войне. Вместе с союзными державами СССР поверг беспрецедентно мощную военную и политическую машину Третьего Рейха. Действительно, победа в Великой отечественной войне (1941-45 гг.) стала главным событием ХХ в. В этой войне проявился национальный характер, о котором Ключевский писал: "Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии..." "Ему (великороссу) легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своём величии". Бердяев по своему формулирует эту проблему : "Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации". Великоросс способен на многое, но обстоятельства должны заставить его действовать. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Алгоритм русского национального характера точно подметил Пушкин: "То разгулье удалое, то сердечная тоска".
В Великой Отечественной войне (1941-45 гг.) проявилась и русская (она же российская) национальная идея, о которой я писал выше.
Справедливость – первая важная черта национальной идеи была той мыслью и тем чувством, которое способствовало победе в самой тяжелой и самой кровавой войне в истории человечества. Не случайно в главной песне этой войны пелось:

Идет война народная,
Священная война.

А главным лозунгом Великой отечественной войны был лозунг: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!" Правое дело – это справедливое дело, и именно понимание и чувствование справедливости борьбы с захватчиками рождало и стойкость и массовый героизм и уверенность в победе
Жизнестойкость и способность к выживанию в самых трудных и даже казалось бы безысходных обстоятельствах – вторая важная черта национальной идеи, которая проявилась в эти грозные военные годы. Еще в Отечественную войну 1812 "не пошла Москва моя к врагу с склоненной головою". Наполеон, привыкший к тому, что главы европейских столиц приносили ему ключи от своих городов, зря протоптался несколько часов на поклонной горе у входа в Москву. Никакая почетная делегация не встретила завоевателя и не принесла ему ключи от города. "Умираем, но не сдаемся!" – сколько раз в истории России ее воины произносили эти героические и трагические слова. Во Вторую мировую войну французы объявили свою столицу открытым городом, и немцы без боя вошли в Париж. Как это не похоже на события обороны Москвы, Ленинграда и Сталинграда, городов которые стояли насмерть.
О жизнестойкости народа в Великой Отечественной войне говорит и стихотворение "Мужество" А. Ахматовой, написанное 23 февраля 1942  г. и процитированное выше в статье академика Е.П. Челышева.
Мужество, стойкость и способность к выживанию – эти национальные качества, возвысившиеся до национальной идеи не раз проявлялись в истории нашей страны и не раз спасали ее от порабощения. Известно, что в 1942 г. Гитлер обратился к болгарскому царю Борису вступить в войну с СССР на "выгодных" условиях получения доли в послевоенном победном дележе добычи. Гитлер привел "неоспоримые" аргументы в пользу вступления Болгарии в войну: мол СССР уже обескровлен, у него отнята житница – Украина. Россия останется без хлеба, и ни один народ не вынесет такие лишения и трудности. Царь Борис ответил, что Болгария не сможет воевать, потому что ни один болгарин не выстрелит в русского. То, что трудности и лишения, которые выпали на долю России, не выдержит ни один народ – это правда. Однако русский народ выдержит. Эти возражения Гитлеру стоили царю Борису жизни, но они подтвердили значение стойкости как национальной черты характера русских, возвысившейся до значения национальной идеи.
Наконец, третья составляющая национальной идеи – державность.  Именно мощная государственность в "сороковые, роковые" годы помогла и организовать сопротивление захватчикам, и мобилизовать все силы народа на отпор врагу.

 

См. далее:

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

СОЦИУМ — ПРИРОДА — КОСМОС

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Ю.Б. Борев. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ