На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ ИМ. Ю.Б. БОРЕВА

 А. Дюрер. Св. Иероним в своей келье. 1514

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

 

Исторические идеалы и смыслы бытия человека и человечества

Ю.Б. Борев. ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ

Попутный ветер бывает лишь
для тех, кто знает, куда плывет.

1. Современная эпоха

Времена не выбирают,
В них живут и умирают.
А. Кушнер

XX в. был самой напряженной и катастрофичной эпохой в истории человечества. О. Шпенглер говорил о закате Европы. После двух мировых войн и множества региональных, после Освенцима и ГУЛАГа, Хиросимы и Чернобыля, после натовских бомбардировок Белграда и террористической атаки на Нью-Йорк, после всех бедствий последнего столетия следует говорить о худшем — о кризисе человечества. Сегодня на вопрос "Где лучше?" нельзя ответить "Где нас нет". Нет счастья даже у самых, казалось бы, благополучных народов, ведь достаток не дает счастья и лишь избавляет от некоторых забот. А мощь не дает полной безопасности и лишь обеспечивает  возможность наказания обидчика.
В ХХ в. ученые усомнились в том, что история есть движение по восходящей линии. К концу века лауреат Нобелевской премии И. Пригожин предложил понимать историю как хаотическое, непредсказуемое движение. Ранее мир представлялся гармоничным, а хаос виделся на периферии. Ныне картина обратная: мир хаотичен и лишь на периферии - оазисы гармонии. Возникло новое мировоззренческое представление о мире — хаология.
Культура каждой эпохи выдвигает свою концепцию мира и личности, дает парадигму (формулу бытия человечества: идеалы, цели и смыслы бытия,  путь — дао). Жизнь эпохи определяется этой парадигмой, создающей инвариант взаимоотношений власти, общества и личности. Рассматривать историческое развитие следует не только по формациям, определяемым экономикой, но и по эпохам, определяемым культурой.
Вся жизнь каждой эпохи координируется этой парадигмой. Однако в этом отношении  эпоха конца XX — начала XXI в. принципиально отличается от всех прежних (впервые в истории новая эпоха не имеет новой парадигмы. Об этом подробнее ниже).

 

2. "Весь мир - тюрьма"?

Прогресс — замена одних неприятностей другими.
Хавлок Эллис

"Весь мир — тюрьма", — сказано в одной из трагедий Шекспира. В этой тюрьме некоторые умеют хорошо устроиться. Но даже самый хорошо устроившийся в тюрьме человек ведет не самую достойную жизнь. Мир в новейшее время  стремительно меняется, сохраняя свою сущность, хотя и наращивая комфорт, уют, удобства и удовольствия. Однако тюрьма останется тюрьмой, даже если в каждую камеру проведут горячий душ и поставят телевизор. Ведь вся история человечества — пока безуспешный поиск достойного человека образа жизни. Этот поиск ведет культура, формулирующая тип бытия человека в данную эпоху.
Не один человек в истории восклицал: "Не дай бог жить в интересную эпоху!" Мы жили в интересную эпоху и сетовали:

Я на мир взираю из-под столика.
Век двадцатый — век необычайный.
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.
(Н. Глазков)

Но уйти от этой печали невозможно. Куда пойти человеку? Достоевский отвечал: "Пойти некуда". Всю историю человечества можно представить себе как смену парадигм (формул бытия). Человек, поняв, что он живет в несовершенном мире, по несовершенной парадигме, ценой огромных усилий вырабатывает новую парадигму, прорывается в новую эпоху и строит жизнь соответственно новой формуле бытия. Жизнь становится более сложной, более насыщенной событиями, более напряженной и даже более интересной. Вскоре, однако, обнаруживаются утопичность и несовершенство этой новой парадигмы, наступает ее кризис и кризис эпохи. Культура вырабатывает новую парадигму, и весь цикл повторяется заново. От эпохи к эпохе менялась концепция мира и личности. Новая концепция приносила надежду и реально способствовала развитию общества, но вскоре претерпевала кризис, и культура начинала новый поиск.
С величайшими трудностями прорываясь в исторически более высокую эпоху, человечество не находило парадигму, несущую всеобщее счастье. Все исторические смены парадигм бытия протекают по формуле Ежи Леца: "Ну хорошо, ты пробьешь лбом стену, а что ты будешь делать в соседней камере?" Движение это не бесполезно и не бессмысленно, ибо происходит относительный исторический прогресс, но с большими потерями и без обретения исторически неопровержимого результата.
Быть может, безупречная парадигма невозможна, но культура старается совершенствовать парадигму и всякий раз предпринимает поиск новой формулы бытия человечества, стремясь проложить пути к новой эпохе, обещающей новую жизнь.

 

3. Краткая и поэтому схематичная история поисков парадигмы

П а р а д и г м а   д р е в н е й ш е й   э п о х и: человек — стойкий борец с неблагоприятными условиями жизни, нацеленный на выживание и продолжение человеческого рода. Зачатки искусства возникают тогда, когда у человека появляется свободное время, ведь древние люди были самыми занятыми, вся их жизнь уходила на добывание пищи и крова. Наскальные рисунки, заклинания — это не художественные образы, а "магические реалии", в создании которых главенствующую роль играет подсознание и практическая подготовка к будущей охоте. Эти рисунки отражали понимание первобытным человеком своего положения в мире. Магические реалии синкретически объединяют зачатки разных видов искусства. Главная тема — охота и добывание пищи. Главная категория — польза. Древние люди, озабоченные продолжением рода, создавали скульптуры древних Венер — толстых, грудастых, широкобедрых женщин, у которых главное — детородная функция. В эту эпоху парадигму осуществляло сообщество людей, под руководством только зарождающейся власти — предводителя племени.
П а р а д и г м а   а н т и ч н о с т и: человек — герой и защитник отечества. Главные категории — прекрасное и героическое. Главный вид искусства литература, миф. Героизм не покидает античного человека, даже когда он знает, что обречен на смерть. Ахилл, предупрежден пророчеством о гибели в новом бою и боится одного — выказать трусость и оказаться не на высоте вмененного ему культурой героизма. Это прекрасно: человек способен жертвовать жизнью ради отечества — ведь герои умирают за то, ради чего стоит жить! При таких установках власть гармонично взаимодействует с обществом и гражданином. Власть на демократических, олигархических или монархических началах управляет обществом и организует его борьбу за осуществление парадигмы эпохи. Однако эта парадигма пришла к кризису.Героизму Ахилла противостоит героизм Гектора. Ахилл убивает Гектора, а вскоре и сам погибает. А героизм варваров разрушил зиждущееся на героической концепции античное общество.
П а р а д и г м а   с р е д н и х   в е к о в: человек грешен, а в идеале — святой, ориентированный на жизнь горнюю. Главная категория — возвышенное. Главный вид искусства — архитектура (устремленные в горнюю высь соборы). Эту парадигму провозгласили искусство и религия. Церковь становится общественным институтом, формирующим и регулирующим принципы бытия человека. Человек жертвует свободой действий на земле во имя жизни после жизни, постом и молитвой смиряет свою плоть. Сутана — тюрьма плоти, скрывающая телесные очертания, в ней не отличить мужчину от женщины. Светская власть, подчиненная церковной, руководит осуществлением обществом парадигмы эпохи. Средневековая формула бытия претерпела кризис: ведь полное выполнение требования умерщвлять греховную плоть чревато вымиранием человечества, а счастье и свободу действия человек возжелал получить на земле, взирая на благополучие удачливых благодаря рождению или судьбе людей.
П а р а д и г м а   В о з р о ж д е н и я: человек — титан, свободный в своих действиях. Главная категория — прелестное (чувственно прекрасное), карнавализация. Главный вид искусства — живопись. В уставе Телемской обители Рабле был единственный, но трудно исполнимый пункт: "Делай что хочешь!" Не исполнявший его изгонялся из обители. Через исторически короткое время парадигма Возрождения претерпела кризис, и его осознал Шекспир. Яго губит Отелло без видимых причин (немотивированное преступление). Яго самоосуществляется в зле, действуя в рамках парадигмы "делай что хочешь". И это раскрывает несовершенство и кризис парадигмы Возрождения. Образуется треугольник векторов: власть — общество — личность. Каждая из этих сил участвует в осуществлении парадигмы эпохи.  Своеволие ничем не регламентированной личности расшатывает и общество, и власть, и их взаимодействие.
П а р а д и г м а   к л а с с и ц и з м а: человек — вассал и делает не то, что хочет, а то, что надо королю (= государству). Векторные силы общества и государства подчиняются силе абсолютизма. Абсолютная власть консолидирует общество, раздираемое противоречиями аристократии и нарождающейся буржуазии. Главные категории - трагическое (Корнель, Расин) и комическое (Мольер, Лафонтен). Главный вид искусства — театр. Долг выше чувств, интересы государства — выше личных. Этот рационализм проявился не только в искусстве, но и в философии (рационализм Декарта). Парадигма, утверждавшая подчиненность личности государству, претерпевает кризис, ибо личность не может полно осуществиться, подавляя чувства во имя служения рациональной цели. Нельзя достичь цели, не обладая здравым смыслом.
П а р а д и г м а   П р о с в е щ е н и я: "частный" и "частичный" (Гегель) человек — воплощенное здравомыслие, его величие относительно (великан среди лилипутов, лилипут среди великанов). Главная категория — сатирическое. Главный вид искусства — философичная литература. Власть в меру своей просвещенности руководит обществом в осуществлении парадигмы эпохи. Главная категория — сатирическое. Даже государство лилипутов может "пришпилить" крупную личность к земле и подчинить её. Пресвященный правитель обладает здравым смыслом и должен организовать счастливую жизнь общества. Однако через некоторое время  парадигма Просвещения претерпела кризис: человек не может жить счастливо, опираясь только на здравый смысл, не опираясь на чувства и находясь в зависимости от степени просвещенности и здравомыслия правителя, который волен поступать по своему произволу.
П а р а д и г м а   с е н т и м е н т а л и з м а: человек - эмоционально чуткая личность, живущая не умом, а сердцем, которое умней ума. Государство — результат общественного договора, оно должно примирять интересы разных слоев народа и государства. Если же государство не выполняет условия договора, народ имеет право на революцию (Ж.Ж. Руссо). Главная категория — трогательное. Главный вид искусства — поэзия. Парадигму эпохи разработали и утвердили искусство и мораль. Однако жизнь чувствами не дает полноты жизни. Вхудожественной концепции сентиментализма место для личности не было найдено, и это привело к кризису сентиментализма, который был сменен романтизмом.
П а р а д и г м а   р о м а н т и з м а: человек - целая вселенная, но его бытие тотально неустроенно, ибо зло бессмертно и борьба с ним вечна. Главные категории - идеальное, совершенное. Главный вид искусства — поэзия. Борьба со злом создает оазисы для жизни личности, но не устраняет зло из мира (Гюго). Мировая скорбь — состояние духа, отражающее состояние мира (Байрон). Личность не корреспондирует с государством. Их разлад расшатывает государственность и часто губит личность, которая стремиться не подчиняться никаким принципам (ни государства, ни общества) и действовать лишь по собственной воле. Парадигму романтизма разрабатывала и утверждала вся культура эпохи. Эта парадигма приходит к кризису, ибо не способствует устранению зла из жизни. Начинается поиск другой концепции мира и личности и романтизм сменяется реализмом.
П а р а д и г м а  р е а л и з м а: человек - носитель сути мира и может изменить его неблагополучие, изменяя себя. Главные категории — эстетическое. Главный вид искусства — литература (роман). В последние два столетия именно русская литература внесла вклад в поиски формулы бытия человечества и принципов взаимодействия власти, общества и личности. Возникает концепция, направленная на сохранение стабильности государства и общества: насилием мир не исправишь; нельзя купить счастье целого мира ценой слезинки ребенка; убив старуху-процентщицу, приходится убить и ни в чем не повинную Лизавету (Ф.М. Достоевский). А на языке истории: 1917 г. — таит в себе 37-й. Выход: непротивление злу насилием и самосовершенствование (Л. Толстой). Должна быть гармония интересов государства и личности (Пушкин, "Медный всадник"). Однако непротивление и самосовершенствование не делают мир благополучным, не устраняют зло. Одновременно политика по-своему формулирует парадигму эпохи: "Свобода, равенство и братство". Этот красивый лозунг оказался пиаром. И в ХХ в. Россия выдвинула новое художественное направление — социалистический реализм.
П а р а д и г м а   с о ц и а л и с т и ч е с к о г о   р е а л и з м а: человек - революционер, преобразователь, перестройщик, утверждает, что избавиться от зла можно только революционным путем (мир насилья следует разрушить с помощью насилия и построить новый мир, в котором нет частной собственности, а личность подчинена государству). Главная категория — эстетическое богатство. Главные виды искусства — литература и кино. Парадигму соцреализма мощно поддерживали марксистская философия и советская политика. Однако эта парадигма претерпела кризис, потому что насилие, раз начавшись, не прекращалось, и слезинка ребенка отравляла революционные достижения; а развившаяся личность устремилась к обретению большей степени свободы от государства. Параллельно с соцреализмом развивались модернизм и постмодернизм.
П а р а д и г м а   м о д е р н и з м а   и   п о с т м о д е р н и з м а: человек - принципиально одинокая личность, не приемлющая социальную организацию(в том числе и государственную); мир абсурден и враждебен личности. Главная категория — хаос. Главный вид искусства — любой. Эти направления отвергают традиционную культуру, поскольку она не спасла людей от мировых войн и других бедствий. Кризис модернистской и постмодернистской парадигмы обусловлен историческим опытом, обретенным человечеством к концу ХХ в., когда выявилось, что ослабленная государственность не лучше тоталитаризма и что сбрасывать классическую культуру с корабля современности — губительно для общества.
В о с т о ч н а я   м о д е л ь. До сих пор наши рассуждения носили евроцентристский характер. Однако более половины человечества живет не по европейской модели развития культуры. И все же есть единое состояние мира. Только восточное развитие протекает не в европейской интенсивной форме, а в экстенсивной. Казалось бы, развитие восточных культур и цивилизаций остановилось на многие века на средневековом типе жизни. Однако внутри этого внешне малоподвижного типа жизни происходят те же процессы, что и в Западном мире: Китай, Индия, Пакистан обладают атомной бомбой, идут работы по атомной физике, генетике, поиски других ноу-хау.  Индия создает свою Силиконовую долину программистов, развиваются национальные формы кинематографии, а в восточную литературу пришел роман и другие "европейские" формы. Поэтому парадигмы, формулируемые восточной культурой, сопоставимы с тем, что формулирует западное сознание. Парадигма выдвигаемая восточными культурами не столько указывают на идеалы и цели жизни общества, сколько мудро и практично обозначают его путь (дао).
Кризис, охвативший человечество, ярко проявляется в том, что мир, прошедший через две мировые войны и другие бедствия, продолжает быть взрывоопасным и подвергающимся террору, а наступившая после окончания холодной войны новая эпоха впервые в истории человечества не имеет никакой формулы бытия. Образовалась мировоззренческая черная дыра. Поэтому во всем мире у властей сегодня  нет стратегии, есть только прагматические решения назревающих проблем.

 

4. Россия,  не достроив "прекрасное будущее", строит "прекрасное прошлое"

Россия строит "прекрасное прошлое" человечества,
в котором живут "цивилизованные народы",
однако "прежде чем сильно чего-то пожелать,
следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний
обладатель желаемого" (Франсуа Ларошфуко)

Мы уже строим не утопическое "прекрасное будущее" человечества — коммунизм, а "прекрасное прошлое" человечества — капитализм (будто бы лозунг "Свобода, равенство и братство", под сенью которого рождалась буржуазная эпоха, - не утопичен. Эта парадигма просуществовала много дольше, чем социалистическая, но так и не осуществилась!). Лучшие умы ХIХ в. (Диккенс, Бальзак, Стендаль, Пушкин, Гоголь, Достоевский) показали пороки капитализма: алчность, преступления ради обретения собственности, холодный эгоистический расчет, вытесняющий человечность из межличностных отношений. А в ХХ в. критику капитализма продолжили Кафка, Олеша, Теннеси Уильямс, Голсуорси, Фолкнер, Горький, Эйзенштейн, Чаплин и др.
Ф. Феллини и К. Синдо художественно проанализировали оппозицию: наслаждение/труд. Тяжело смотреть японский фильм "Голый остров" Синдо. Действие тянется медленно, а то и стоит на месте. Сюжет ослаблен. Однако эта необычная форма позволяет зрителю ощутить безрадостность существования героев фильма. Концепция ленты Синдо более полно раскрывается при сопоставлении с лентой Феллини. Его "Сладкая жизнь" утверждает: бесконечное наслаждение без труда антисоциально и разрушительно для личности. "Голый остров" утверждает обратное: бесконечный труд без наслаждения благами цивилизации бесчеловечен и антисоциален. Могучая концептуальная пара — "Сладкая жизнь" и "Голый остров" — дала анализ состояния мира: люди, создающие ценности, противостоят людям, которые потребляют эти ценности. Так искусство констатировало с естественнонаучной точностью господство отчуждения, разрыв труда и наслаждения, производства и потребления, творчества и результатов творчества. Эти фильмы художественно раскрыли основное противоречие капитализма.
Западная буржуазность относительно мягка и основана на манипуляции, а не на прямом насилии. Капитализм по-российски определил Щедрин: "...идет чумазый Колупаев и Разуваев, и на вопрос, что есть истина, он отвечает твёрдо и неукоснительно — распивочно и на вынос. И чумазый покажет всем нам, где раки зимуют". Парадокс истории: попытка воспрепятствовать приходу чумазого породила через 100 лет нового "чумазого".
Социализм давал человечеству надежду на выход из адского круга противоречий буржуазного общества. Вместе с СССР эта надежда рухнула. Мы пока строим дикий, криминальный капитализм, в котором наслаждение благами цивилизации резко отторгнуто от труда, а труд горек и отторгнут от наслаждения. Формула такого капитализма: "Воруй и наслаждайся, трудись и прозябай".

5. Формула бытия человечества в ХХI в.

Кризис, охвативший человечество, ярко проявляется в том, что мир, прошедший через две мировые войны и другие бедствия, продолжает быть взрывоопасным и подвергающимся террору, а наступившая после окончания холодной войны новая эпоха впервые в истории человечества не имеет никакой формулы бытия. Образовалась мировоззренческая черная дыра. Ее необходимо преодолеть. Когда невозможно действовать — создают идеалы. Намечу контуры парадигмы нашей сложной эпохи:
1) Человек (независимо от его национальной, расовой, классовой, конфессиональной принадлежности и имущественного положения) - высшая ценность мира, и принадлежность к человеческому роду обеспечивает личности распространение на нее прав человека и общечеловеческой солидарности.
2) Демократия — не панацея (к смерти приговорила Сократа и привела к власти Гитлера — демократия). Современная демократия с помощью СМИ манипулирует сознанием людей. Она выказала свою слабость и на Западе, и в России. Интернет может осуществлять обратную связь власти с народом. Необходимо сочетание умеренной, разумной и контролируемой обществом авторитарности с инициативной демократией. Моделью такого сочетания может служить сюжет изложенный в предании времен 1812 г.: Наполеон отступал из Москвы. Кутузов решил, что окончательно выиграть компанию можно, погнав французов по уже разоренной смоленской дороге. Он приказал русской армии перекрыть дорогу на юг и был озабочен, удастся ли не пропустить французов. Полководец в вечерних сумерках разговорился с бывалым солдатом и получил мудрый совет: русские солдаты должны сидеть у костров не по 10 - 20 человек, а по двое. Кутузов отдал распоряжение и все пространств до горизонта озарилось кострами. Наполеон понял, что отступать можно только по смоленской дороге. Это оказалось губительным для его армии. У нас во времена экономических и политических затруднений не хватает оригинальных выигрышных идей. Варианты решений этих проблем можно черпать из бездонного опыта народа и его вековой мудрости.
3) Перспективна конвергенция: а) социальная конвергенция (идея Сахарова) — объединение сильных сторон капитализма (рынка) и социализма (это по-своему осуществляется в Китае, по-своему — в Скандинавских странах); т.е. необходимы "не голое", "не зряшное" отрицание социалистической и капиталистической системы, а отрицание-снятие "с удержанием положительного" (Гегель) и интеграция в новую систему всего рационального из двух старых; б) геокультурная и геополитическая конвергенция. По Киплингу: Западу и Востоку вместе не сойтись. Однако назрела историческая необходимость единение западного острого смысла и сумрачного гения и восточной вековой мудрости. Культура России с ее евразийскими корнями, играющая роль моста Восток-Запад, оказывается ныне особенно актуальной. Это гуманная глобализация (не европеизация или американизация мира, а "общечеловеческое единение" в сфере экономики, политики, культуры), не разрушающая своеобразие жизни разных  народов; единение без диктата, без превалирования какой-либо державы создаст общечеловеческую систему жизни. Такое глобальное единение предполагает преодоление разрывов, т.е. снятие напряженности (между бедными и богатыми, католиками и православными, христианами и мусульманами, традиционалистами и реформаторами, необразованными и образованными, глобалистами и антиглобалистами) не путем конфликтов и оружия, а путем диалога, ведущего к взаимоприемлемым решениям.
4) Отказ от государственного эгоизма — условие выживания человечества. По Канту, наши суждения и действия должны подчиняться категорическому императиву, требующему относиться к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Кантианский категорический императив должен воцариться и в межгосударственных отношениях.
Конечно, в моих положениях немало утопического, иллюзорного, несбыточного. Но когда речь идет о парадигме, действует принцип "Будьте реалистами — требуйте невозможного".
Итак, парадигма ХХI в.: образование общечеловеческого бытия людей,  ориентированного на конвергенцю, преодоление разрывов, инициативную демократию, терпимость и на идею: человек — высшая ценность мира и на него распространяются права человека и общечеловеческая солидарность.
В конце концов, современную парадигму можно свести к краткой формуле: процветание и глобальное единение человечества как рода, при сохранении многообразия форм бытия и ценности личности.

Единство, —  возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью,
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней!
(Ф. Тютчев)

 

6. Глобализация и общечеловеческая культура

Первая стадия глобализации — попытки Александра Македонского, Чингиз-хана, Карла Великого объединить мир мечём. Произошло усиление взаимодействия культур разных народов.
Вторая стадия - объединение мира на основе географических открытий, колонизаций и развития торгово-промышленных отношений. Это вызвало процесс единения разных национальных культур, что побудило Гёте ввести понятие "мировая литература".
Третья стадия объединения мира — ХХ в. с его двумя мировыми войнами и холодной войной. Глобализм проявился на этом этапе в мировом характере этих событий и в том, что война, борьба, охватившая мир, были проявлениями единства и борьбы противоположностей (вне единства нет ни борьбы, ни войны). В ХХ в. сформировались восточно-западный (азиатско-европейский), северо-южный (европейско-африканский) и межатлантический (европейско-американский) регионы художественного синтеза.
Четвертая стадия объединения мира — современная глобализация, основанная на формировании общемировых экономических процессов. Она вызывает бунтарские демонстрации, подогреваемые опасениями, что она приведет к гегемонии Западного "золотого миллиарда", к неоколониализму, к подавлению национальной государственности, к нивелировке культур. Эти опасения небезосновательны. Глобализация — необходимый процесс единения человечества, однако благотворные новшества оборачивались в истории не только добром, но и бедой. Так было и с подарком Прометея — огнём, и с подарком физики - атомной энергией. Глобализация литературного процесса может обернуться подавлением национальных художественных традиций и господством масс-литературы. Глобализация же, при равноправном взаимодействии всех национальных культур, — необходимый и закономерный процесс слияния художественных потоков в единый Океан художественной культуры человечества. Можно прогнозировать: в ХХI в. на смену гетовской мировой литературе придет общечеловеческая литература, произведения которой не утратят национальных традиций. Общечеловеческая литература уже в процессе формирования. Ее особенности:
1) При сохранении национального своеобразия обретение ряда дополнительных всеобщих черт. Ориентация художественной культуры на общечеловеческие ценности, национально своеобразно понимаемые.
2) Опора на национальные традиции и использование традиций других, в том числе далеких, художественных культур. Интеграция художественного опыта и мастерства других художественных культур в собственную.
3) Возникновение мощной переводческой индустрии, способствующей взаимопониманию, взаимодействию и взаимообогащению культур. Широкая аудитория начинает потреблять культуру других народов, в том числе отдаленных и сильно отличающихся бытом, обычаями, языком. Развитие герменевтики, компаративизма, рецептивной эстетики, семиотики и других методологических и интерпретационных дисциплин, способных работать с разнонациональными текстами, истолковывать и усваивать трудные для понимания тексты "чужой" далекой культуры.

 

7. Продолжить поиск парадигмы!

Предложенная выше парадигма — социальная гипотеза, нуждающаяся в дальнейшей разработке. Не всё сказанное бесспорно. Но бесспорно, что культура каждой эпохи вырабатывала формулу бытия. Сегодня вот уже четверть века такая формула отсутствует. Культура впервые не выполняет одну из своих высших миссий. Это месть культуры за превращение ее в товар массового потребления и за господство суррогатов. Из России выдавливаются (прежде всего экономически) люди культуры (по опубликованным данным — свыше 700 тыс. за последние годы). Материальная необеспеченность деятелей науки и искусства героически переносилась в годы войны, но трудно переносима сегодня на фоне процветания ничего не создавших отечественных миллиардеров.
И на Западе высокая культура не в почете: материальный и социальный статус ученого или писателя несравним со статусом футболиста, боксера, поп-звезды. Общество забыло, что созидание высоких культурных ценностей требует инструментов, приборов, издательских возможностей, на которые нужны средства. При этом в фундаментальную науку и высокое искусство вложение этих средств или безвозвратно, или их возврат отложен на годы. А без опережающего развития фундаментальной науки и высокого искусства общество чахнет.
Отсутствие современной парадигмы дает себя знать на каждом шагу: политики мира поступают как прагматики, исходя из сиюминутной пользы и не ищут теоретически обоснованное стратегическое решение. Или другой пример: сегодня немало талантливых произведений искусства, философских трудов, но нет великих произведений и трудов, способных претендовать на классическое значение. Их и не будет, пока не возникнет парадигма новой эпохи. Может, они есть, а мы еще не умеем их оценить?! Возможно, но тогда в них содержится новая парадигма, которую мы научимся понимать, когда сумеем верно оценить и прочитать эти произведения.
Поиск современной формулы бытия человечества должен стать заботой всего человечества, заботой людей, создающих культуру, и политиков, руководящих государствами. Не грех бы ООН уделить внимание этой проблеме, ибо от ее решения зависит жизнь человечества.
Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему. И похоже, что вопросами "почему?", "как жить дальше?", "что делать?" сегодня задается именно русская культура. У нее есть возможности ответить на высшие метафизические запросы времени разработать и художественно воплотить парадигму новой эпохи, т.к.: 1) русская культура пока менее, чем западная, погрязла в алчности, в масс-суррогатах и постмодернистских заморочках; 2) она выработала в ХIХ-ХХ вв. установку и умение искать пути не только для отечества, но и для человечества, 3) "состояние мира" (Гегель), его неблагополучие остро представлено в России; 4) российские деятели культуры обладают огромным, многообразным и уникальным социальным опытом; 5) они опираются на мощные традиции русской классики; 6) перед русской культурой сегодня жизнь ставит высшие метафизические  проблемы бытия, без решения которых стране не миновать глобальных угроз.
Будем ждать и надеяться. "Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Однако всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие" (Альберт Эйнштейн).

 

См. далее:

СООБРАЖЕНИЯ — ВОЗРАЖЕНИЯ — ПОЛЕМИКА

ДИАЛОГ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ВРЕМЯ, ВПЕРЕД!

ПАРАДИГМА — РЕАЛЬНОСТЬ — КУЛЬТУРА

РОССИЯ — ПАРАДИГМА — НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ПУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

СОЦИУМ — ПРИРОДА — КОСМОС

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ

Ю.Б. Борев. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ