ОБЩЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ ИМ. Ю.Б. БОРЕВА
АЛЬМАНАХ "АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ"
Аркадий Исаакович Раскин
член редколлегии, руководитель направления "Философия"
Опыт автобиографии
Действительно, родился в году эдак 1947-м где-то на территории нынешней Беларуси.
Ввиду младенчества безболезненно пережил гонения на космополитов.
Подростково-хулиганское детство прошло в Ленинграде, где пережил и первый пароксизм любви к искусству.
Учился в разных ВУЗах – от Политехнического до института культуры.
При одном из таких переходов загремел в армию. Там, на сверхсекретном полигоне Капустин Яр, создал свой первый театр – Политсатиры. Написал скетч "Хижина дяди Сэма" с таким финалом:
В американской хижине
Живут лжецы бесстыжие:
Лицемеры-пасторы,
Миллионеры-гангстеры.
..........................................
Но мир, напалмом выжженный,
Им видеть рано слишком.
Пусть помнят - этой хижине
Мы можем сделать крышку.
Послал в Воениздат, и меня опубликовали в сборнике "Сатирой по врагам мира".
Гонорар не получил, поскольку за создание подпольной антисоветской организации СУКИ (Союз Узников Кап'яра Интеллектуальный) был сослан в Сибирь. Награда так и не нашла героя. Это был конец сладких 60-х.
После армии создал в Питере Студенческий театр Политехнического института, который просуществовал еще 30 лет и после меня.
Закончил все же режиссерское отделение Ленинградского института культуры имени Надежды Константиновны Крупской.
Входил в состав первой экспериментальной группы режиссеров массовых представлений и праздников. Кряхтя, могу сказать – мы начинали строительство партийно-комсомольского шоу-бизнеса. Прости, страна.
Однажды Брежнев спросил у Суслова: "Миша, а сколько наций, народов и народностей проживает на территории одной Российской Федерации?" Михаил Андреич растерялся, но обещал: "Посчитаем, Леонид Ильич!" – "Нет, ты мне их покажи", – прожевал Брежнев.
И в 1973 году во Дворце съездов неделю подряд шел Смотр сельской художественной самодеятельности Российской Федерации. Оказалось, что нас у них было около двухсот: от эскимосов до бессчетных народностей Северного Кавказа.
Мне посчастливилось быть одним из режиссеров этого беспримерного шоу. Главным режиссером был Иосиф Михайлович Туманов, который затем, на Олимпиаде-80, запустил в небо олимпийского Мишку.
Прямо из Дворца съездов попал преподавателем режиссуры массовых представлений и праздников в Челябинский институт культуры. Стал заведующим кафедрой. Было скучно. Хотелось театра. Веселился только с челябинским ВИА "Ариэль". Писал для них тексты песен и репризы для конферанса. Выпустил с ними пластинку "Народное гуляние".
В 1977 проснулся в самолете, летящем в Хабаровск. И затем много лет в Хабаровском ТЮЗе и других театрах Дальнего Востока ставил спектакли.
Заочно закончил ГИТИС у режиссера Анатолия Васильева. В 1991 году он позвал меня в Москву в свой проект создания лучшего театра в мире – "Школы драматического искусства".
С 1993 года театр начал сотрудничать с Независимой академией эстетики и свободных искусств, а мне выпала честь на много лет стать ответственным секретарем и издателем совместного альманаха Академии и театра – "Академические тетради".
В альманахе была опубликована моя работа "Искусство в двоичном коде. Реализм и модернизм, включая театр", которую считаю для себя лучшим, что мне удалось сделать для театра.
Тогда же начал писать книгу "Россия как четвертый вопрос философии".
Работы А.И. Раскина в "Библиотеке":
Россия как четвертый вопрос философии. Начало
Две России Владимира Соловьева
"Поварская" Анатолия Васильева на Капри ("Академические тетради", № 14)
|