АКАДЕМИКИ AD AETERNUM

Юрий Борисович Борев
(1925-2019)

Ю. Борев и его творческая деятельность

М. Поляков (Принстон, США)
профессор, доктор наук

 

Борев Юрий Борисович — российский критик, литературовед, писатель, доктор филологических наук, член СК, СП, Международной ассоциации эстетиков, гл. научный сотрудник ИМЛИ РАН, председатель комиссии "искусство и духовная жизнь общества" при президиуме РАН, профессор Академии архитектуры, гл. редактор журнала "Академические тетради", автор "Эстетики" (24 изд., общ. тираж свыше 1,5 млн экз.), "Сталиниады" (общ. тираж около 2 млн. экз.) и еще свыше 40 книг и 400 статей по эстетике, культурологии, теории и истории искусства и литературы, методологии критики, семиотике и герменевтике, рецептивной эстетики, риторики, поэтики, аксиологии, интеллигентского фольклора (переведены на 36 языков). Основные труды: "О комическом" (1957), "О трагическом" (1960), "Искусство интерпретации и оценки: Опыт прочтения "Медного всадника"" (1981). Сборники исторических анекдотов, отражающих политическую и культурную жизнь ХХ в.: "Фарисея", (1992); "История государства советского" (1995).
Разработал систему категорий; создал на основе новой концепции эстетического монистический труд, раскрывающий содержание эстетики как научной дисциплины. Создал учебник по эстетике, выдержавший 8 русских, а с переводами 24 издания общим тиражом свыше 1 млн. экземпляров. Выдвинул принцип научной работы в эстетике ("посмотреть на произведение не только как реципиент, но и из зазеркалья", т.е. приобрести некоторый творческий опыт в разных видах искусств) и осуществил этот принцип (литература: написал и опубликовал повести "Земля-Воздух" и "Повесть о треугольниках", цикл стихов; театр: написал пьесу "Война и антимир"кино: написал киносценарий "Воскресший из живых" и сыграл роль посла Византии в  фильме "Ярослав мудрый", живопись и графика: написал ряд картин и рисунков; архитектура: выиграл конкурс, создав проект Мемориала "Память о жертвах репрессий", музыка и хореография: занимался пением (бас) и бальными танцами).
В фольклористике: ввел и разработал понятие "интеллигентский фольклор" и издал его собрания: "Сталиниада" (переведена на многие языки, общий тираж свыше 1 млн. экз.) и "Фарисея", "XX в. в преданиях и исторических анекдотах" в 3 тт., "История государства советского", "Из жизни звезд и метеоритов", "Власти-мордасти" (портреты всех правителей России XX в).
В теории литературы: рассмотрел риторику как способ создания стиля, а поэтику — как способ создания художественной реальности; показал, что художественная реальность — главный носитель художественной концепции мира и личности (кн. "Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения "Медного всадника"". М., 1981).
Словарное дело. Разработал новый тип словаря: автор монистично раскрывает содержание всех терминов данной науки и каждая авторская статья сопровождается кратким изложением трактовки этого термина в разных национальных научных школах и видными учеными мира. Издал книгу "Эстетика. Теория литературы. Энциклопедический словарь терминов". М., 2003. Подготовил к печати многотомный "Венок словарей" (термины аксиологии, герменевтики, креациологии, культурологии искусства, нарратологии, поэтики, рецептивной эстетике, риторики, социологии искусства, текстологии, теории автора, теории жанров, теории стиля, теории художественного процесса).
В юриспруденции: разработал принципы реституции (см.: статью "О перемёщенных художественных ценностях" — "Академические тетради" №  3).
В философии: разработал гипотезу о взаимоотношениях материального и духовного и возможности их взаимопереходов. Разработал проблему метапозиции философа, заметив, что философ рассуждает о мире, будучи его частью. Теорема же Геделя утверждает, что предмет постигается только с метапозиции, т.е. необходимо быть над ним. Философия претендует на позицию Бога по отношению к миру. В этом истоки кантовского агностицизма, ибо трудно поверить в возможность вытащить себя за волосы из болота, взлететь из него дано только птице. Философ птицей  мыслительно воспаряет над миром. Крылья ему дает культура. проблема оппозиции природа/культура (Леви-Стросс) дает некоторое объяснение этому феномену. Похожая проблема стоит и перед критиком. Он должен подняться над Данте и Пушкиным и с метапозиции взглянуть на созданные гениями художественные миры. И здесь помощник — культура и дополнительный исторический опыт.
В методологии: можно к продуктивным методологическим подходам прибавить еще один. Однако эффективнее стратегия  "SONY", которая обобщает опыт других, или стратегия Менделеева, который объединил в единую систему все известного химии. Столь же эффективна систематизация, обобщение и объединение всех плодотворных методологических подходов (пять шагов — см.: Эстетика. Т. 1, Смоленск, 1997).
Разработал способ анализа художественного процесса, выделив его ключевую категорию — художественное направление и определив его как инвариант художественной концепции мира и личности и раскрыв структуру направления (восемь слоев) (см.: Эстетика. Т. 2, Смоленск, 1997).
В политологии: сформулировал парадигму и идеал жизни современного человечества, дал анализ общемировой ситуации и места России в мире (книга "Состояние мира и Ванька-встанька"). Распространил кантовский принцип категорического императива на взаимоотношения между государствами.
Работа по организации научного процесса: руководил созданием и изданием 6-томного труда "Теории, школы. концепции", 8 лет руководил отделом теории ИМЛИ и созданием 4-томной "Теории литературы" и многотомного труда "Теоретико-литературные итоги ХХ в." создал и возглавил Независимую академию эстетики и свободных искусств и ее печатный орган "Академические тетради".

Опубликовано в юбилейном сборнике "Человек — Искусство — Общество". М., 2005.