|
Интерес к нелекарственным методам лечения возник в
последние десятилетия ХХ века и продолжает оставаться актуальным, прежде всего в связи с фармакологической перенасыщенностью и связанными с этим проблемами
(лекарственная зависимость, привыкание, аллергизация).
Попытки осмысления механизма воздействия музыки на человека предпринимались всегда, во все времена. В каждой эпохе
появлялся "свой" спектр музыкальных произведений. Звук и свет
для человека являлись источниками энергии (жизни) во внешнем
мире. С древности было известно об огромном влиянии музыки
на организм человека: в этом ряду – тайные мистерии древнего
Египта, Раги Индии, бубны шаманов, Пифагор, рассматривающий вселенную как громадный монохорд с одной струной, прикрепленный верхним концом к абсолютному духу, нижним – к
абсолютной материи (другими словами, это струна, натянутая
между небом и землей). Эти представления – лишь несколько
звеньев в длинной цепи взаимодействия человека и музыки.
Интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия
на человека существенно возрос в последнее время в связи с
научно-техническим прогрессом, а именно с появлением высокотехнологичных и компактных аудиовизуальных средств и новой медицинской техники, которая дала возможность более
корректного изучения физиологических реакций, возникающих
в организме в ответ на музыкальнотерапевтическое воздействие.
В настоящее время создана целая индустрия аудиотехнологий.
Задачи, решить которые призваны эти технологии, варьируются
от релаксации, медитации, снятия стресса, боли и укрепления
общего состояния до повышения творческой активности, восприимчивости к обучению и интуиции. В буквальном смысле
слова божественна концепция музыкальной терапии А. Томатиса
(Франция), согласно которой, ребенок, плавая в амниотической
жидкости в период внутриутробного развития, слышит спектр
звуков, которые ему после рождения становятся недоступны – дыхание матери, биение ее сердца, голос, шум от "работы" внутренних органов и т.п. А. Томатис смоделировал фильтрацию
звука через материнскую плаценту. Полученные записи он дал
прослушать детям с различными нарушениями: дислексией,
аутизмом, гиперактивностью. Результаты концепции музыкальной терапии А. Томатиса впечатляют. С тем большим сожалением приходится констатировать тот факт, что и сегодня не всегда
серьезно относятся к возможностям музыки. От зачатия и до
смерти мы окружены морем звуков или, если говорить языком
физики, вибрациями. Если вспомнить, что, как мы знаем, каждая
клетка имеет микроколебания, каждый орган имеет свою плотность и, значит, свои колебания или, если говорить языком музыки, имеет свое звучание, то можно себе представить, какое сложное звучание имеет человек. За последние двадцать лет шумы и
музыка стали сопровождать нашу жизнь постоянно. Если же
учесть, что ритмы в музыке становятся все жестче, все быстрее,
аппаратура – все более мощной, диапазон воспроизводимых
частот – все больше, то можно себе представить, что происходит
с организмом. Пульс человека – 60-80 ударов в минуту, а темпы
музыкальных произведений – 180-220 и больше: попадая под
жесткий прессинг ритма и звука, организм начинает жить в этой
вибрации. Даже если в первый момент организм стимулируется,
то за этим следует резкий спад и разбалансировка. Если такое воздействие продолжается долго, то оно может привести не только к
большому количеству заболеваний, но и к зависимости. К этому
можно прибавить увлечение наушниками, где вибрация напрямую идет в мозг. А еще следует учесть, что все это происходит с
детского возраста, чуть ли не с колыбели, когда организм только
развивается и пока отсутствуют защитные механизмы. Мы оказались неподготовленными к той звуковой перегрузке, которая
окружает нас каждый день.
К сожалению, приходится говорить о том, что если экологическая катастрофа и предстоит нам в обозримом будущем, то звуковая уже наступила.
В связи с необходимостью выработки тонкой концепции воздействия на нас музыки рассмотрим более подробно спектроскопию человека. Современное состояние научных положений биофизики живых систем показывает: мы не можем ограничиться
условиями пропускания уха. Воздействие аудиопорядка, по-видимому, связано не только со слухом, но и с "вибрацией", воспринимаемой кожей. Хотя чувствительность кожи к восприятию
звуков очень мала, но зато площадь нашей кожи – порядка 2 м2,
т.е. больше общей поверхности двух барабанных перепонок в 104
раза. Кожа ладоней рук, ступней, кончиков пальцев необыкновенно чувствительна к действию вибрации. Самая сильная виброкожная чувствительность – в области слышимых звуков, на
частотах 100-200 Гц.
Если рассматривать человека как кибернетическую систему,
то отграниченность системы от внешней среды ставит предел
способности к внутренней эволюции организма с сохранением
его индивидуальности как отдельной системы. В общем виде этот
феномен известен как второй закон термодинамики, указывающий на неизбежность накопления хаоса со временем в любой
отграниченной от внешней среды системе. Живые системы, с
этой точки зрения, активно уменьшают свою термодинамическую энтропию и, следовательно, не являются закрытыми. Это
положение можно интерпретировать так: живым системам
необходимо взаимодействие с внешней средой – концепция
единства организм-среда.
Музыка является информационным каналом, недоступным
для контроля сознания и способствующим проникновению
информации в психику гораздо лучше, чем слово. Музыка даже
оказывается чуть ли не единственным связующим звеном с окружающим миром, когда бывает необходимо вывести человека из
состояния комы. Еще А. Менегетти говорил, что ребенок, научаясь говорить, прежде учит не слова, а звуковые формы. А это не
делает ли допустимым полагать музыку первичным языком?
Можно предположить, что музыка является изначальным языком человечества. В зависимости от высоты звука, темпа, ритма
создается бесконечное количество комбинаций, которые и несут нам информацию гораздо быстрее и эффективнее, чем слово. На
перспективность вибрационного способа передачи информации
указывал еще классик-кибернетик Н. Винер. При нарушении
приема вибрации и обработки полученной информации и происходит срыв адаптационных механизмов организма. Вот здесь и
хотелось бы заметить, что музыка на всех действует одинаково, а
все разнообразие восприятия разными людьми того или иного
произведения и как следствие – различные эмоциональные реакции обусловливаются наличием многоплановых комбинаций
функциональных блоков. С позиции теории Джемса-Ланге, акт
возникновения эмоции выглядит следующим образом: раздражитель – возникновение физиологических изменений – сигналы об
этих изменениях в мозг – эмоция (эмоциональное переживание).
Можно предложить следующую схему, из которой видно, как и на
каком этапе нарушение баланса между любыми участками внутри
данной схемы дает нам все разнообразие психосоматических расстройств.
вибрация внешняя и внутренняя –> поступает
информация в подсознание –> получаем
эмоциональный ответ –> обрабатывается в сознании в слово
Музыка воздействует на человека по двум направлениям:
1. Как вибрация на комплексную систему "человек".
2. Как смысловая информация.
Под вибрацией можно понимать физическое воздействие
звука на организм. И здесь, конечно, важно, чтобы звуковоспроизводящая аппаратура имела максимальный спектр воспроизведения.
В плане поступления смысловой информации музыку можно
условно разделить на две категории:
1. Музыка, несущая только смысловую информацию. К ней
можно отнести всю медитативную музыку (индийские
Раги, бубны шаманов и т. д.)
2. Музыка, несущая смысловую информацию, направленную
на получение конкретной эмоциональной реакции. Сюда
можно отнести всю классическую музыку, песни, этническую музыку.
Для нормализации психосоматического статуса, снятия эмоционального нарушения недостаточно медитативной музыки, так
как она вводит больного в одно эго-состояние, он его проживает,
а выход происходит в нем же, и качественно ничего не меняется.
Это часто приводит к еще более глубокому внутриличностному
конфликту, загоняя еще глубже в бессознательное "ядро ущемленного аффекта". К тому же надо учитывать, что такая музыка
всегда исполнялась конкретным человеком в конкретное время, в
конкретном месте и для конкретного человека или группы людей.
Поэтому перенос ее в другие условия и другое время может не
только не дать нужного эффекта, но и привести к негативным
последствиям. А программы, собранные из классических или
этнических произведений, на практике невозможно точно состыковать между собой, тем более, если из произведения взят отрывок. Также надо учитывать, что, как правило, эти произведения
записывались не автором, а исполнителем или оркестром – а это
уже является копией. Всякая копия зависит от того, кто ее исполнил, и, к сожалению, часто она очень далека от оригинала и тоже
может принести больше вреда, чем пользы. Если к этому прибавить, что у каждого человека возникают различные ассоциации на
одно и то же произведение, то можно понять, что при таких условиях невозможно сделать универсальной ни одну из собранных
программ и получить гарантированный результат на выходе.
Важно применение целостных музыкальных произведений, имеющих вход и выход, способных заставить больного прожить эмоциональное нарушение и вывести его на качественно новый уровень
психо-эмоционального и соматического состояния.
В своей практике врач, занимающийся лечением больных, сталкивается не только с болевым синдромом вертеброгенного, миогенного или другого
характера, но и с развившимися на их фоне эмоционально-аффективными
состояниями разной степени выраженности. Это приводит к возникновению разнообразных висцеро-моторных проявлений и психическому переживанию боли. Кроме того, сам психический фактор, при определенных
обстоятельствах, может быть причиной разнообразных соматических
нарушений. Известно, что запрет на эмоции ведет к вытеснению их из
сознания, а расплата за это – невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений различной локализации. Восприятие боли является сложным психофизиологическим процессом. Боль всегда окрашена эмоциональными переживаниями, что придает ей индивидуальный характер.
Важнейшими факторами являются эмоционально-личностные особенности субъекта, акцентуации характера, уровень его невротизации, наличие
астенических, тревожно-фобических, депрессивных, ипохондрических, сенестопатических проявлений. Очень важно, что антиноцицептивные
системы и психические состояния тесно взаимодействуют друг с другом за
счет анатомо-функциональных и нейрохимических связей. В тесном взаимодействии они определяют уровни болевой восприимчивости и особенности болевого переживания.
Особое значение имеют так называемые хронические боли. Синдром,
характеризующийся существующей свыше трех месяцев болью с разнообразными висцеромоторными, эмоционально-аффективными проявлениями и
психическими переживаниями, на фоне которой возникают невральные, вертебральные , мышечные и нейрососудистые нарушения, приводящие к нетрудоспособности пациента, считают хроническим болевым синдромом.
Формирующиеся у пациентов хронические боли часто утрачивают сигнальное значение, наступает срыв адаптационных механизмов. В этом случае
пациент не воспринимает болевой синдром адекватно. Он проявляется в
виде ипохондрии, депрессии, хронической усталостью, сенестопатиями.
Иногда этот синдром обозначается как "депрессия-боль", для пациентов с
фибромиалгией характерна депрессия, коррелирующая с длительностью
боли. Получены данные о том, что при хронических вертебральных, абдоминальных болях изменяется ассоциативное мышление и структура речевого
высказывания. Хронические вертебральные болевые синдромы могут быть
проявлением затяжных вариантов соматизированных и маскированных
депрессий. У больных с дискогенной поясничной радикулопатией в 70%
наблюдений были выявлены устойчивые изменения в психо-эмоциональной
сфере, проявляющиеся астено-депрессивным синдромом и эмоционально-
аффективными состояниями. Хронический болевой синдром представляет
собой многоуровневую патологическую систему, формирование и клиническое выражение которой является результатом патологической интеграции
соматической и психической составляющих, причем психическая включает в
себя генетически обусловленные механизмы эмоций, мышления, когнитивных
процессов в целом, поведения и их трансформацию под влиянием патогенетических воздействий.
Особое значение имеет постоянное выявление психического фактора,
эмоциональной и психической неуравновешенности у пациента с дискогенным
хроническим болевым синдромом, так как заметные сопутствующие психические явления не только не опровергают, но, наоборот, подтверждают
наличие вертеброгенных нарушений. Этих пациентов не без основания расценивают как невротиков, но совсем без основания и лечат как невротиков.
Существуют два признака, отличающих психическую боль от боли органического происхождения: во-первых, "чисто" психогенная боль встречается
нечасто, во-вторых, боль, которую пациент может описать и локализовать, всегда следует рассматривать как органическую. Болевой синдром, как психофизиологический, формируется не только в качестве чувствительного образа, но и включает в себя, на основании интеграции различных ноцециптивных систем и механизмов головного мозга, эмоциональные ощущения
и психические переживания.
Хроническая боль опорно-двигательного аппарата является основной,
хорошо установленной причиной невротической депрессии и других психосоматических проявлений. Депрессия, в свою очередь, может снижать порог
болевой чувствительности. Сформировались два представления: одно указывает на взаимосвязь повышения уровня нейротизма и хронической боли;
согласно другому, уровень нейротизма зависит от преморбидных особенностей больного и не может относиться к специфическому результату воздействия хронической боли.
Согласно современным исследованиям, в генезе дистрофических заболеваний позвоночника значительное место отводится неадекватным, затяжным реакциям сосудистой, костно-мышечной и эндокринной систем на
стресс. Наряду с биологическим стрессом, вызванным неблагоприятными
факторами внешней среды и соматогениями, важное место занимает эмоциональный стресс. Таким образом, данная патология является мультифакторной, поражающей как структурные, так и биохимические и психические
компоненты организма человека. Возникает порочный круг. Если с болевым
синдромом и нарушением опорно-двигательного аппарата, соматическими
заболеваниями мы можем справиться, то убрать эмоциональную память мы
не в состоянии. Следовательно, надо вести восстановление не только со
стороны соматики, но и со стороны психики. Для снятия эмоционального
повреждения и нормализации психо-эмоционального и соматического статуса в лечении больных одно из главных направлений должна занимать музыкальная терапия.
На основе всего вышесказанного была написана авторская программа
Е.П. Дединской, состоящая из четырех уровней воздействия (4 диска
аудиоряда, патент № 2150301 "Способ оздоровления организма человека путем конструктивного выхода из стресса").
1-й уровень аудио ряда "Эхо тишины"
2-й уровень аудио ряда "Путь света"
3-й уровень аудио ряда "Моя жизнь – моя любовь"
4-й уровень аудио ряда "Доктор сон для самых маленьких и даже больших"
Все вместе четыре диска позволяют достичь системной устойчивости
человека. В программе не только каждый диск имеет свой вход и выход,
но и окончание каждого диска является входом в любой другой диск.
Кроме того, и внутри диска каждое произведение имеет свой вход и выход
в следующее произведение. Три диска – "Эхо тишины", "Путь света", "Доктор сон для самых маленьких и даже больших" несут только смысловую информацию. Диск "Моя жизнь – моя любовь" несет смысловую
информацию, направленную на получение конкретных эмоциональных
реакций. Было выявлено, что данная программа и как монотерапия, и в
сочетанном применении с другими методами существенно повышает
эффективность процесса лечения.
"Эхо тишины" дает ключ к коду собственной вибрации. Все клетки,
ткани организма невидимо связаны друг с другом и представляют собой
микроскопические вибрации – то, что в традиционной медитации
Индии называется "Первородным звуком": микроскопические колебания, которые удерживают вместе ДНК. Эта музыка создает безопасную
среду, способствует глубокому дыханию, снижает мышечное напряжение, повышает подвижность и координацию тела, высвобождает мысли
и чувства, оказывает стабилизирующее влияние на центральную нервную систему, снимает сверхконтроль и дает глубокий релаксационный
эффект.
"Путь света": здесь происходит расширение сознания, восстановление связей между бессознательным и сознанием (подкоркой и корой
головного мозга). Повышается деятельность мозга по восприятию окружающего мира, формированию образов и распознаванию различий
между объектами. Эта музыка дает возможность почувствовать окружающий мир более светлым и объемным, создает более упорядоченную
эффективную и активную среду. Восстанавливается путь нервного
импульса по проводящим путям. Восстанавливается прямая / обратная
связь между центральной нервной системой и органами, а также системами нашего организма; снимаются блоки.
"Моя жизнь – моя любовь" восстанавливает у человека эмоцинально-психологический ряд. Выравнивает как избыток, так и недостаток эмоций, способствует энергетической стабилизации организма; помогает
построить мост между ощущениями, эмоциями и миром, в который больной должен вернуться. Позволяет пациентам восстановить контроль над
собой, погрузиться в свой опыт, эмоционально поддерживать сознание в
течение длительного времени. Находит дорогу к самым глубоким областям нашей психики даже через эмоциональную боль. Дает чувство внутренней опоры. Помогает при синдроме хронической усталости.
"Доктор сон для самых маленьких и даже больших" восстанавливает
биоритм человека. Эта музыка помогает добраться до самого глубокого
архетипного материала. Основанная на принципе вибрации, лежащей в
основе "материнской колыбельной", она позволяет вернуть человека в
чистоту и открытость детства. Дает чувство устойчивости, защищенности
и вечности. Включает в себя все звуки природы, что позволяет вернуть
пациента к естественному взаимодействию с окружающим миром, а
также убрать эмоциональные нарушения, связанные с пренатальным и
постнатальным периодом. Используется при депрессивных состояниях и
нарушении сна. Оказывает благоприятный эффект на женщин в период
беременности и родов. Способствует нормализации контакта в комплексе "мать-дитя".
Если знать, как и на что воздействуют четыре уровня аудиоряда, их
можно использовать в любой последовательности, в зависимости от
состояния, заболевания больного и результата, к которому мы стремимся
в каждом конкретном случае.
Далее мы приводим оптимальную схему применения данной программы. Первый сеанс – первый уровень "Эхо тишины": достигаем стабилизации состояния и релаксации мышечной системы. Второй сеанс – третий
уровень "Моя жизнь – моя любовь": уравниваем психоэмоциональное
состояние. Третий сеанс – четвертый уровень "Доктор сон": достигаем
полной открытости и стабилизации центральной нервной системы.
Четвертый сеанс – второй уровень "Путь света": достигаем опорного
состояния, стабилизации всех процессов организма и получаем доступ к
бессознательному.
Кроме того, программа является диагностической. Если пациент
говорит, что ему некомфортно, не нравится какая-то из пьес или даже
целиком диск, то есть возникает состояние сопротивления, это значит,
что в этом месте у него функциональный блок. В этом случае необходимо
проходить этот уровень до исчезновения сопротивления. Мы рекомендуем врачу предлагать продолжать музыкальную терапию больному самостоятельно на дому. Врач рекомендует больному прослушать программу в
индивидуальном порядке, что позволяет закрепить эффект, достигнутый
на сеансе. Таким образом, использование 4-х уровней аудиоряда в комплексном лечении больных является эффективным, физиологичным и
безопасным методом. Каких-либо осложнений, побочных реакций или
возникновения зависимости у больных не отмечено. Данная музыкальная
программа является универсальным методом и может быть использована
в комплексном лечении больных как в стационарной, так и в амбулаторной практике, а также последующего лечения больных самостоятельно на
дому.
Необходимо затронуть еще одну медицинскую проблему, которая
касается не только пациента, но и самого врача. Эта проблема известна
как феномен эмоционального выгорания. Находясь в интенсивном и тесном общении с пациентом, врач оказывает профессиональную помощь в
эмоционально насыщенной атмосфере. Он эмоционально поддерживает
больного, переживает за него, вследствие чего у врача возникает чувство
опустошенности, эмоционального притупления. Медицина является той
сферой деятельности, где преобладают негативные эмоциональные
состояния, отсюда снижение эмпатийности врача. Используя данную
программу не только на сеансе с пациентом, но и после приема, врач восстанавливает эмпатийность и свое эмоциональное здоровье.
Литература
1. Вейн А.М, Авруцкий М.Я. Боль и обезболивание. М., 1997.
2. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.
3. Гуляев Ю.В., Годик Э.Э. Физические поля биологических объектов // Вестник АН СССР. Сер. физич. 1983. № 8. С. 118-125.
4. Гришкин Н.В., Ефанов О.И., Стефанова А.Н., Дединская Е.П.
Музыкальная терапия как метод обеспечения системной устойчивости человека // VII Международный симпозиум "Информационно-технологическое и медицинское обеспечение
защиты населения и охрана окружающей среды в чрезвычайных
ситуациях". М., 2000.
5. Дединская Е.П. Патент № 2150301 "Способ оздоровления организма путем конструктивного выхода из стресса".
6. Донцов В.И., Крутько В.Н., Подколзин А.А. Старение: механизмы
и пути преодоления. М., 1997.
7. Егоров Б.Е. Российский клинический психоанализ – новая
школа. М., 2002.
8. Иванов Ю.Н. Ритмодинамика. М., 1997.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.
10. Хелимский А.М. Хронические дискогенные болевые синдромы
шейного и поясничного остеохондроза. Хабаровск, 2000.
|
|
|