|
|
Формирование новой картины мира, то есть нового
универсального философского метода, можно представить себе как прорисовывание сходного орнамента
в разных, далеких предметных областях. В той сфере, в которой
развивается единая интонология, интересным образцом такого
"сходного орнамента" является теория "масштабной гармонии
Вселенной", разрабатываемая С.И. Сухоносом (см.: Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. М., 2000. Настоящий
обзор посвящен преимущественно одноименному разделу этой книги – стр. 214-227). Точка сближения этих двух концепций – представление о разумной
Вселенной, о том, что жизнь Вселенной определяется ясными
законами, которые понятны человеку и, более того, родственны
законам, регулирующим жизнь человека.
Базовая гипотеза концепции С.И. Сухоноса заключается в
том, что "иерархическое устройство нашего мира имеет строго
упорядоченный, периодический характер, ... во всей Вселенной
действуют удивительно красивые законы подобия микро-,
макро- и мегамира" (стр. 9): "Средняя галактика во столько раз
больше среднего ядра галактики, во сколько последнее больше
среднего размера звезды, который, в свою очередь, во столько же
раз больше среднего размера ядра звезды и т.д." (стр. 27). Выявляя
периодические интервалы на "масштабной оси", ученый обнаруживает, что в узловых точках располагаются ключевые объекты
Вселенной, начиная с гипотетических фундаментальных (минимальных) частиц физического мира максимонов (описываемых
квантовой теорией) до Метагалактики.
В этом периодическом
ряду, который включает в
себя 11 основных классов,
разделенных повторяющимся масштабным интервалом,
наряду с физическими объектами (такими, как атомы,
звезды или галактики) оказываются и объекты живого
мира: ядра клеток и человек.
Включение в модель таких
объектов, практически не
играющих роли в современной физической картине
мира, объясняется рядом
причин. Во-первых, речь
идет структурных особенностях физических образований, что приводит автора к
дедуктивному предположению: "Все звезды "состоят
из..." некоторых еще не обнаруженных, но очень устойчивых подсистем" и "гранул",
чьи размеры соответствуют
размерам человека" (с. 32).
Во-вторых, отталкиваясь
в работе над своей теорией о
фундаментальных физических констант, С.И. Сухонос
не может оставить без внимания т.н. "антропный принцип", сформулированный
физиком Дж. Уилером в виде
вопроса: "А не замешан ли
человек в проектирование Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор?" (стр. 23). Делая следующий шаг
в этом направлении и радикализуя "антропный принцип",
С.И. Сухонос утверждает: "Человек является квинтэссенцией
всех процессов, идущих во Вселенной, и занимает в ее иерархии
абсолютно точно центральное место" (стр. 36). Человек вписан в
общемировой порядок и, будучи элементом биосферы, представляет собой "не случайное явление во Вселенной, а явление очень
закономерное и по положению на М-оси [т.е. масштабной оси] – центральное" (стр. 248).
Модель масштабной гармонии основана на тезисе о структурном соответствии ключевых объектов Вселенной, расположеных
на "масштабной оси". "Масштабная ось" принимается за четвертое пространственное измерение, а механизм соответствия объясняется "гармоническими колебаниями в четырехмерном пространстве, которые порождают узлы – трехмерные устойчивые
системы" (стр. 215): от теоретических частиц максимонов, фотонов, включая человека как центральный узел и до Метагалактики.
Описывая формирование ключевых "узлов" на масштабной
оси, С.И. Сухонос прибегает к музыковедческим понятиям и в
первую очередь – к термину "тон": "Первый основной тон... задает краевые точки М-интервала [т.е. масштабного интервала]:
левый узел (-33 [т.е. размер 10-33 см]) – максимоны, правый
(+27) – Метагалактика" (стр. 218). Формирование следующих
узлов – это формирование "обертонов", последовательно членящих масштабную ось на все более дробные периодические интервалы (см. илл. 1), а образующиеся в результате классы объектов
называются также "гармониками" или "музыкальными гармониками" (см. илл. 2).
В упрощенной двумерной среде формирование таких узлов
описывается при помощи аналогии: насыпав на перепонку барабана песок и ударяя по центру, мы обнаружим, что через некоторое время весь песок собрался в линейные кольцевые структуры,
которые как бы маркируют те места на мембране, где не происходит никакого движения, то есть представляют нам линейные "узлы" стоячих волн на плоскости (стр. 215).
Универсальная теория, которая, основываясь на физических
закономерностях, ставит живую клетку в "масштабный центр
Вселенной", неизбежно превращается в философскую модель
(поскольку полагает новую картину мира), подталкивая автора к
выводам и предположениям о направленности эволюции, об эволюции социальных систем и даже о путях создания сообщества
внеземных цивилизаций. Именно философская устремленность
сближает концепцию С.И. Cухоноса с проектом единой интонологии, которая с помощью категории-формулы "тон" описывает
бытие всей Вселенной, всего физического (и не только физического) мира как бытие разворачивающей себя мысли и ставит в
центр мира – как живого, так и неживого – живую мысль. По
словам С.И. Сухоноса, в сборке новой картины мира "даже
результат оказался знакомым: новый закон уже давно изучен как
ЗАКОН МУЗЫКАЛЬНОЙ ГАРМОНИИ" (стр. 11). Как следует
из книги "Масштабная гармония Вселенной" и как показывают
исследования в русле единой интонологии, распространение
этого закона на различные сферы известного нам универсума
приводит к глубоким, согласующимся друг с другом результатам. |
|