На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

НЕЗАВИСИМАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
 

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

Оксана Яблонская. Маленькие руки. Тема с вариациями

 

 

Оксана Яблонская

Маленькие руки
Тема с вариациями

Ученики

С возрастом начинаешь больше ценить время, не тратишь время на суету, круг общения сокращается. Поговорка "время – деньги" меняет смысл и даже частично теряет его, ибо никакие деньги не вернут уходящее навсегда время, неразумно потраченное на ненужных неинтересных людей, случайных попутчиков по жизни. И случайных учеников. Если интуиция подсказывает, что это – не твой человек, не нужно браться его учить. К счастью, люди, приходящие ко мне в класс – это, как правило, мои единомышленники. Помню, я играла какие-то фрагменты своей ученице, Инге Капулер, она говорила:
– Все, все! – и бежала заниматься, понимая меня с полуслова, с полуфразы.
Ученик должен ценить каждое прикосновение к клавишам, каждое слово, каждый полунамек педагога, как нечто уникальное, выпавшее только ему – тогда возникнет истинная гармония, передача мастерства от педагога к ученику. А вот если ученик изначально мнит себя всезнайкой и советов не слушает – у нас с ним дороги разные, бисер метать нет ни малейшего смысла. Демокрит заметил, что "учить того, кто о себе излишне высокого мнения – значит попросту терять время". За тысячи лет ничего не изменилось. Ученик безнадежен для меня и тогда, когда он с самого начала говорит только о конкурсах, о карьере, хотя в этом повинна вся система развития и выживания сегодняшних музыкантов.
Ученики – те же дети. Их растишь, воспитываешь, они приходят к тебе со своими проблемами, Они копируют тебя, подражают. Естественно, ученики перенимают многое у своих учителей – прежде всего, конечно, их исполнительское кредо и философию, манеру игры, технические приемы. Главное тут – не убить индивидуальность, изначально существующую в каждом ученике. Вспоминаю с улыбкой, как в те времена, когда у меня был большой класс, все девочки завели себе прически, как у меня – мне стоило труда уговорить их не делать этого. Я предпочитаю, чтобы они подражали моему музыкальному стилю.
Рахманинов приветствовал подражание на разных этапах обучения: "Педагогу следует играть, а студенту – подражать ему. Когда талантливый студент мужает, он должен углубляться в свою интерпретацию". Леопольд Ауэр описывает уроки Иоахима, который редко прибегал к развернутым высказываниям, он просто говорил:
– Вы должны это играть так!
Мне понравились эти два примера из уже упоминавшейся книги Марины Старчеус "Слух музыканта", но особенно интересен вывод: "Чисто словесное преподавание равносильно преподаванию немого".
Кроме того, я думаю, что пример педагога оказывает огромное, если не решающее влияние на развитие музыкального вкуса ученика. Как говорится, о вкусах не спорят. Но существуют понятия хорошего вкуса, манер, благородного вкуса. Благородного, даже если ты исполняешь Прокофьева с его иронией и отрицанием всего гладкого и как бы отрицанием всего благородного (я не имею в виду, конечно, его прекрасную лирику).
Даже если ты сначала просто копируешь красивый звук твоего педагога, это хорошо. Позже этот звук станет твоим. Чехов говорил, что если маску не снимать, она станет твоим лицом...
Взаимопонимание между педагогом и учителем исключительно важно. Нужно использовать все возможные каналы для установления контактов. Вот почему я часто приглашаю учеников домой. По традиции почти все они приходят на мои дни рождения, даже без формального приглашения. Если они безгранично тебе доверяют, если есть личный контакт, если основное содержание ваших разговоров – музыка и все связанное с ней, самое главное достигнуто. Тогда ты делишься с учениками самым сокровенным, вы становитесь близкими по духу людьми.
Удивительно, но с появлением в моей жизни Алика ученики стали звонить и приходить даже чаще – порой они обсуждают свои дела и с ним. Он всегда знает, кто и что играет, что и как у кого получается, может дать и полезный профессиональный совет моим ученикам.
Мои ученики сегодня разбросаны по всему свету. Самые первые ученики, Саша Мальтер и Валя Зуев, были моими студентами еще в Московской консерватории. Саша – прекрасный пианист. Судьба у него непростая – отец был австрийским коммунистом, с началом войны переехал в СССР. Ему повезло – он не попал под страшное колесо, его не посадили, не расстреляли. А вот в более вегетарианские времена он съездил к родственникам в Израиль и невольно подпортил Саше карьеру – тот готовился к конкурсу в Брюсселе, но его туда не пустили, на многие годы он стал невыездным. Много позже он все-таки покинул Советский Союз, но при трагических обстоятельствах, с неизлечимо больной женой. Молодая женщина умерла в Германии у него на руках, и он остался там с дочерью один. Он не опустил рук, много работает, концертирует – и с сольными концертами, и в ансамблях, экспериментирует со звуком. Так, он несколько лет играл, вообще не используя педали.
Валя пошел по другому пути, стал хорошим педагогом. Дело очень нужное и престижное, хотя и малоденежное. И он подрабатывает вечерами в дорогом ресторане, где играет буквально все – от джаза до классики.
Когда я стала преподавать в Джульярде, в мой класс сразу влились студенты, которые прежде учились у Нади Райзенберг и Ани Дорфман, – к сожалению, старые мастера уходили один за другим. Они благополучно окончили Джульярд и работают по специальности.
Оксана Яблонская со своими студентами после церемонии окончания ДжульярдаОднажды ко мне приехала из России девушка с рекомендательным письмом. Я ее взяла в преколледж и вела до конца. Елена Гринберг – талантливейший музыкант – окончила одновременно Джульярд и Колумбийский университет, получила докторскую степень. Она специализируется по Баху. Играет все, что только было им написано, сама уже преподает в Джульярде.
Доктором стал и Эрик Фанг. Он выиграл конкурс в Джульярде, где играл с оркестром Первый концерт Брамса. Эрик получил также вторую премию на Баховском конкурсе в Лейпциге. Он настоящий интеллектуал в музыке, это ощущается в его трактовке произведений. Иногда он помогает мне. Я слышала, как он рассказывал моему новому ученику о "Французской увертюре" Баха – ярко и убедительно. Причем все показывал на примерах. Я считаю показ одним из важнейших приемов преподавания.
Я очень люблю и считаю своим другом Максимилиана Майнольфи. Он приехал из Италии, несколько лет учился в Джульярде, много занимался камерной музыкой, играл в Карнеги-холле. Максимилиан – очень хороший музыкант, сейчас концертирует и преподает.
Одна из моих самых талантливых учениц – Хей Ин Чанг, из Кореи. Ее рояль звучит прекрасно, она невероятно музыкальна, глубока. К сожалению, родители увезли ее обратно в Корею, не дав ее карьере развернуться. Другая кореянка, Ун Су Сон, училась у меня почти 18 лет. Она выиграла много конкурсов. У нее уже три дочери, но она опять в прекрасной форме, этой пианистке есть что сказать. Сейчас живет в Сеуле, преподает в престижном университете, гастролирует. Мы всегда с ней в контакте.
Ян Сук Ли тоже живет в Сеуле. У нее очень красивый, теплый и разнообразный звук. Она руководит Школой искусств, счастлива в браке. Там же, в Сеуле, живет и мой ученик Чин Хо Ким, хорошо говорящий по-русски. Главное его достоинство – он отличный музыкант, много выступает с сольными концертами и участвует в камерных ансамблях. Я рада каждой встрече с ним.
Джинни Ли очень много концертировала в Нью-Йорке и всегда пользовалась успехом. Теперь она живет в Корее, и мне ее очень недостает. Она у меня многое заимствовала – не только навыки концертирования, но и любовь к собакам! Джинни всегда появляется с двумя-тремя.
Чай Шо Цай работает на Тайване, много играет интересной музыки, делает записи. Я люблю слушать ее новые вещи – она всегда мне играет, так же как и все мои другие бывшие ученики.
Мой большой друг Ванг Чин-и – изумительный музыкант, один из самых близких мне по духу людей, один из моих первых американских учеников.
Несколько лет скрашивала мою джульярдскую жизнь Инга Капулер. У нее отличный слух и хороший вкус. Учить ее было одно удовольствие. Нам приходилось много работать, но результат того стоит – Инга теперь сама преподает и играет, я всегда помню 32-ю сонату Бетховена в ее исполнении.
Недавно мои бывшие ученики Хелен Сим и Нингву Ду выиграли, играя в четыре руки, первую премию на конкурсе Грига в Осло, да и у каждого из них в отдельности много регалий и побед. Они – очаровательная супружеская пара, жили буквально в нескольких минутах езды от меня. Хелен и Нингву часто меня навещали, всегда проигрывали мне свои программы перед концертами. Теперь они переехали в Китай, профессора в музыкальном колледже в Гуаньчжоу.
Максим Аникушин учился у меня с 15 лет. Сколько музыки сыграно вместе, сколько вместе пережито! Он уже выиграл несколько престижнейших конкурсов. Очень хорошо преуспевала у меня Вей Ин Чен, я была просто потрясена, услышав недавно ее блестящее концертное исполнение "Бурлеска" Штрауса.
Учился у меня и Гриша Магаршак, маленький гений, настоящий вундеркинд. Уже в 4 года он наизусть играл все инвенции Баха, в 13 лет поступил в колледж. Трудно передать, что потеряла я и что потеряла музыка, когда этот мальчик вдруг увлекся ком-пьютерами, стал компьютерным гуру и совершенно забросил музыкальные занятия. Не стала профессиональным исполнителем и очень способная Джунко Кудо, она не смогла стать концертирующей пианисткой из-за заболевания позвоночника.
Моя ученица Лена Брославская закончила докторат по клавесину. Лена живет в Зальцбурге и преуспевает и в преподавании, и на исполнительском поприще. Вадик Серебряный тоже закончил докторат, в Йельском университете. Многие ученики на всю жизнь остались моими близкими друзьями, Деймона Дентона я просто воспринимаю как близкого родственника.
Яркий виртуоз, победитель множества конкурсов (первые премии в Италии, на Тайване, в Корее и теперь Первая премия на конкурсе имени Хосе Итурби в Лос-Анджелесе), калифорниец Руфус Чой, до сих пор считает себя моим учеником, всегда играет мне, мы с ним близкие друзья.
Хочу отметить и англичанина Роберта Маркхама. Я его очень люблю, он просто как свет в окошке. Роберт – замечательный му-зыкант, великолепный ансамблист. Его неброскую, но чрезвычайно вдумчивую и глубокую игру раньше недооценивали, сейчас пришло признание. Он преподает в одном из английских элитных колледжей, играет много камерной музыки.
Другой англичанин, Стивен Гозлинг, избрал местом жительства Нью-Йорк. Стив – это, прежде всего, блестящий ум, его конек – современная музыка. Он мгновенно схватывает музыкальную идею, прекрасно читает с листа. Нет такого композитора среди педагогов и учеников Джульярда, музыки которых он не играл. Он очень много гастролирует, но я бы так хотела, чтобы он также преподавал в Джульярде – у него есть, чему научить студентов.
Ученики Оксаны Яблонской: слева – Джоанна Чао, Алиса Бурла и Эндрю Чанг, справа – Аня Дмитренко, Минако Мори, Инжу Банг и  Шиджун ВангСтюарт Гудйер уже сделал себе блистательную исполнительскую карьеру, играет с ведущими американскими и зарубежными оркестрами.
Самая моя маленькая ученица – это Алиса Бурла. Уже в девять лет она играла громадный репертуар, имела большой опыт игры с оркестром. В десять она играла Голдберг-вариации Баха! Я уже играла с ней Двойной концерт Моцарта. Ее мама полностью опекает Алису, занимается с ней, живет каждой нотой. Алиса очень увлечена музыкой – каждое задание она не только выполняет, но обязательно перевыполняет. Перед ней большое будущее.
Отдельно хочу написать об очень талантливой Анне Боголюбовой. Она блестящий композитор, очень своеобразный. Недавно я была одержима идеей создать некое произведение на темы "Пиковой дамы" Чайковского. Я обожаю эту оперу, эту на самом деле нечеловеческую музыку. Я хотела бы, чтобы будущее произведение не стало набором каких-то лейтмотивов: хотелось проследить драматургическую линию любви. Туда должна была бы прежде всего войти музыка из сцены у Канавки, когда Лиза ждет Германа. Это тема ужаса, трагедии. Лиза не понимает, что происходит, ее мир рушится... Я предложила Анне мне помочь в осуществлении этой идеи, написать фугу. А она написала целую фантазию. Отличная работа, острый современный язык! Она предложила совершенно новое, современное видение "Пиковой дамы"!
У Анны есть также мощное "Бассо остинато". Мне очень жаль, что Щедрин, автор этого потрясающего произведения, написанного для меня и впервые мной исполненного, будучи у меня в гостях, не услышал Анны, ее исполнение наверняка бы порадовало автора. Анна – замечательная пианистка и интерпретатор музыки. Недавно она участвовала в очень интересном проекте – играла 32 сонату опус 111 Бетховена, а в это время драматический актер читал отрывки из "Доктора Фаустуса" Томаса Манна. Я ее как-то убедила поехать в Мексику – и там она сразу выиграла первую премию! Сейчас она сочетает счастливую семейную жизнь (она – мать очаровательного малыша) и успешную карьеру пианиста-исполнителя.
Джоанна Чао. Нас связывает столько лет дружбы... Помню изумительный концерт, который она играла во Франции. Сейчас Джоанна играет и преподает в Джульярде. Она  мне очень помогает в Джульярде, я бы без нее просто пропала бы. Вообще, слава Богу, есть еще преданные ученики, друзья...
Уже несколько лет у меня есть ученики в Хартфорде (The Hartt School of Music of the University of Hartford). Я когда-то играла там концерт и давала мастер-класс, и тогдашний декан предложил мне в любое время начать там преподавать. На следующий год я приве-ла туда несколько человек: осетин, спасавшийся от армян (московский ученик Батуева), итальянка Кристина Стефанон (бывшая ученица Луиджи) и Эмре, теперешний декан фортепианного факультета в Анкаре. Эмре вскоре убежал, не выдержав морозов, но я его часто вижу и слышу. Дальше уже появился класс. Пришли Камила Мамедова из Баку, Настя Сейфетдинова из Киева и Вюрцбурга, гречанка Теодосия, поляк Кристьян Ткачевский, канадец Роберт Плоткин (конечно же, из России), кореянка Сурен Ли.
В Хартфорде превосходная творческая атмосфера. Студенты играют с оркестром, например, Тамила (из Ташкента) несколько раз сыграла концерт Стравинского с духовиками. Сейчас она вышла замуж за виолончелиста и много работает в Хартфорде. Камила тоже вышла замуж, родила мальчика, тоже работает в Хартфорде. Ерберг учится второй год. Он написал концерт для двух фортепиано и посвятил его мне – это, конечно, очень приятно! Настя очень мне помогает в работе с учениками. Она выиграла конкурс на фестивале в Пучерде, и Дима рекомендовал ее фирме "Наксос", где она записала концерты Балакирева.
Вообще Дима очень заботится о моих учениках, при каждой возможности лучших из них рекомендует для записи с оркестром на "Наксос" и "Белэйр", приглашает их в концертные турне, со мной и с ним.
И еще о моих новых учениках. Я верю в свою ученицу Шинни Лиу, чье дарование раскрывается все ярче, как и ее любовь к музыке, понимание ее. Работа с ней – это каждодневное удивление и радость. Мои новые ученики Йохан и Шиджун приносят мне столько удовлетворения, растут на моих глазах. Меня просто поразила Инжу Банг, так она сыграла "Баркаролу" Шопена. Инжу уже записала диск с Димой, концерты Кабалевского, и получила совершенно потрясающие рецензии.
Сколько вокруг талантливых, красивых, любящих музыку учеников! Вот, например, Ункьянг Юн – гибкая, натуральная, талантливая. Вен Ни Ло выиграла много конкурсов, сейчас преподает, у нее чудесные дети. Ира Нузова в одно лето выиграла три конкурса в Италии, три первых премии. Лин Кьян Чо – талантливая, работоспособная, преданнейшая ученица, с большим артистизмом, с успехом выступала в Москве, в Италии... Невозможно написать обо всех и даже перечислить всех – не обижайтесь, все вы у меня в сердце.

Читать дальше