Оксана Яблонская
Маленькие руки
Тема с вариациями
Маленькие руки. Вариация IV
У меня был очень талантливый ученик – яркий пианист Хуберт Салваровский. У него руки не такие большие. Но когда он играет, кажется, что они у него просто громадные. А он с трудом достает дециму.
Маленькие руки и маленькая растяжка были и у моей недавней ученицы. Мы с ней много работали, и я объясняла ей, что какими бы маленькими ни были у тебя руки, октавы надо играть так, как будто ты их свободно берешь. Не нужно хлопать по ним, не нужно бить. Иначе звук получается пустой. А связывать октавы нужно при помощи ушей. Даже если не можешь взять интервал удобно и просто, как берешь яблоко, ты должна создать это ощущение.
Эта ученица мне как-то сказала, что когда она была на каком-то фестивале, Петрушанский ей сказал, что черные клавиши нужно обязательно играть четвертым пальцем. Это неправильный совет. Все зависит от размеров пальцев, строения рук, нет общих рецептов, все индивидуально. Невозможно заставить человека делать широкие шаги, если у него короткие ноги или если он небольшого роста. Тут – то же самое. Почему именно четвертый палец, почему черные клавиши? Для меня нет разницы между черными и белыми клавишами. Когда-то мы заучивали, что гамму си-бемоль мажор начинать надо со второго пальца. И так далее. Это – правило, но бывают ведь и исключения. Главное – чтобы не страдала музыка, чтобы она была сыграна правильно и выразительно. Если хочешь сыграть легато, и тебе удобно использовать при этом первый палец – хорошо. Но так же хорош и любой другой! "Правильные" пальцы – не самоцель. Надо просто пальцы правильно использовать. Например, начинать произведение или первые ноты мелодии, или музыкальную фразу, лучше всего не с первого пальца. Иначе получается какой-то нежелательный открытый звук, какой-то акцент.
Вот пример из моей редакции "Славянского марша" Чайковского. Надо сказать, что фортепианная версия марша не переиздавалась с 19 века, после известной публикации Юргенсона. В своей редакции я даю пальцы, педаль, варианты использования левой и правой руки – как кому удобней, а также даю ссылки на инструменты, чтобы подчеркнуть оркестровые идеи Чайковского:
Удобное распределение рук я также даю в редакции транскрипций трех песен Чайковского, соч. 16:
И еще очень важно, чтобы не было навязчивых парных мотивов, потому что если ты играешь по четыре, по две ноты, то получается примитивно. Здесь определяющим моментом является качество услышанного, хотя пальцы, конечно, тоже очень важны. Чтобы музыка не страдала, может быть, лучше лишний раз соединить какие-то звуки, чтобы тема, фраза не обрывались, чтобы не было лишних акцентов...
О Боже, сколько еще интересного могла бы я вам рассказать, сколько полезных советов я могла бы вам еще дать, мои читатели, мои ученики, все начинающие музыканты! Но всему приходит конец, в том числе и этим размышлениям. Этим бесконечным вариациям на темы вечной музыки...
...Я диктую эти строки книги сразу после моего "шопеновского" концерта в Карнеги-холле. Вел его Дэвид Дюбал. Вокруг букеты, подарки, друзья открывают шампанское, звучат поздравления – был аншлаг, все билеты были распроданы, и концерт прошел с триумфом. Какое это счастье – приносить людям божественное откровение классической музыки! В такие моменты все кажется легким, праздничным. И только я, мои близкие и мои коллеги – музыканты, мои ученики знают, что за этим стоит...