На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

НЕЗАВИСИМАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
 

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

Оксана Яблонская. Маленькие руки. Тема с вариациями

 

 

Оксана Яблонская

Маленькие руки
Тема с вариациями

Маленькие руки. Тема

У меня никогда не было проблем из-за маленьких рук. Я успешно преодолевала последствия своего, так сказать, "рукосложения". С детства я что-то изобретала, перекладывала из од-ной руки в другую трудные пассажи таким образом, чтобы это не только не сказывалось на качестве звучания, но и улучшало его. Когда я училась уже в старших классах, Анаида часто посылала ко мне своих младших учеников, чтобы я показала им, как можно легко и без напряжения сыграть неудобное место. Недавно в Москве Лида Адрианова, тоже ученица Анаиды, напомнила мне, что даже в младших классах они бегали ко мне за советом.
Иногда бывает такое чувство, что, имея большие руки, труднее управлять пальцами. У меня же все близко, буквально "под рукой". Конечно, я не могу брать очень широких аккордов, но это не страшно. Можно взять бас немного раньше и при этом не потерять гармонии. Бас должен быть скелетом, на котором все держится: роль левой руки и баса колоссальна! И маленькие руки вовсе не мешают этому, как например, в четвертой части Второго концерта Брамса:

А вот еще пример: этюд Скрябина ре-диез минор, опус 8, здесь вся помощь идет правой рукой.

В СССР я часто исполняла произведения советских композиторов, порой очень талантливые. Но эти произведения, если даже и были написаны для меня, не были рассчитаны на мои маленькие руки – в них были и децимы, и неудобные аккорды. Но выбора не было, и я всячески выкручивалась.
Что касается силы звука, вся она идет через плечи от спины, лопаток, Особенно важно, чтобы спина и плечи были при этом свободными. Однажды врач спросил, не пловчиха ли я, – настолько свободны, не напряжены мои плечи.
Ну да я еще вернусь к этой теме не раз.

Читать дальше