На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

НЕЗАВИСИМАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ
 

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

Оксана Яблонская. Маленькие руки. Тема с вариациями

 

 

Оксана Яблонская

Маленькие руки
Тема с вариациями

Татьяна Николаева

В то время Татьяна Николаева ждала ребенка, и наши дети родились почти одновременно. Потом наши сыновья, Кирилл и Дима, учились в одном классе в одной школе, конечно же, в ЦМШ.
Николаевой было тогда около сорока. Я решила пойти к ней в класс, она была молодой женщиной – нам можно было бы легко найти общий язык. Она предложила мне быть ее ассистенткой, таким образом, я становилась преподавателем консерватории. Я оказалась права – у нас сложились теплые, дружественные отношения.
Класс Татьяны Николаевой, 1965. Рядом с Татьяной Петровной - Оксана ЯблонскаяТатьяна Николаева – человек феноменальных данных. До конца жизни она стремилась познавать все новую и новую музыку. Ее репертуар был необъятен, ей все было интересно. Она легко запоминала любой нотный текст. Ее коньком было "Искусство фуги" Баха и "Прелюдии и фуги" Шостаковича, которые она исполняла просто гениально. При этом Николаева играла именно Баха, не себя. Именно Бетховена, именно Шостаковича, никогда не себя – качество уникальное!
Через много лет мы встретились в Америке, в Детройте, где Татьяна первый раз играла Четвертый концерт Рахманинова. Она мне позвонила, я полетела в Детройт на ее концерт. Мы встретились, словно расстались вчера. После выступления в Детройте Татьяна прилетела в Нью-Йорк и гостила у меня три дня. Как она радовалась всему – моим собакам, впервые попробованной корейской еде, ночному Нью-Йорку! И мы много играли друг другу...
За несколько месяцев до ее смерти я была на концерте Татьяны Петровны в Вермонте, где она замечательно исполняла "Прелюдии и фуги" Шостаковича. Она просила меня задержаться хоть на день, но меня ждали ученики. Если бы я только знала, что мы видимся в последний раз! Впрочем, что значит – в последний раз? На концерте памяти Татьяны Николаевой, который мы с Колей Луганским играли в Амстердамском Концертгебау, было полное ощущение незримого присутствия этой удивительной женщины.
Свой последний концерт в Сан-Франциско Татьяна Петровна играла в моем платье, шелковом, цветастом с золотой отделкой. Играла "Прелюдии и фуги" Шостаковича и закончила на си-бемоль минорной...

Читать дальше