БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

Ю.Б. Борев

Власти-мордасти

Ленин. Вождь Октября

2. Философия бесовства

ЛенинИдея Маркса о творении истории через насилие была поставлена во главу угла ленинского мировоззрения, но вызвала много возражений со стороны мыслящих россиян.

* * *

По мнению Бакунина, добро, как только оно предписано, становится злом. Бердяев эту мысль высказал так: "Насильственно вводимое добро превращается в зло".

* * *

Достоевский считал, что грядущие социально-революционные потрясения в России отнимут сто миллионов жизней. Точной статистики нет. Но, кажется, не ошибся...

* * *

Бунин рассуждал: "Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том, и в другом – шаткость: переменчивость настроений и обликов". Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из дерева – и дубина, и икона, – в зависимости, кто обрабатывает: Емелька Пугачев или Сергий Радонежский".

* * *

Шуточка Ленина. Революционеров после пятидесяти лет надо отправлять к праотцам.

* * *

Диалог о роли сапожника в истории. Однажды в первые годы революции Сталин рассуждал о проблемах власти:
– Я объясню на примере. Мой отец был сапожником, и я знаю: пока притрутся и станут моими новые сапоги, дело доходит до мозолей, а иногда и до крови. Так же и новый строй.
Собеседник возразил:
– Философия сапожника.
– Сапожники – тоже люди. Более того, без них не было бы философов или по крайней мере они философствовали бы на босу ногу.
– Но что это за сапожник, если сделанные им сапоги до крови стирают ноги?! Такого сапожника нужно переводить в дворники.
– А если он этого не хочет?
– Тогда нужно брать метлу и выметать такого сапожника.
– Когда дело доходит до того, что кого-то надо выметать, метла оказывается в руках сапожника. В этом весь фокус.

Читать дальше