Ю.Б. Борев
Николай II. Последний помазанник божий
3. Жизнь между двумя войнами
* * *
"Тюрьма народов" почти без тюрем. Все тюрьмы дореволюционной России, вместе взятые, вмещали не более ста тысяч заключенных. Много мест пустовало (кроме 1907-1908 годов). Ныне в тюрьмах около миллиона человек. * * * В 1908 году юродивый предсказал Николаю II, что через десять лет он погибнет. Сопровождающие царя охранники хотели схватить предсказателя. Остановив их, царь спросил: * * * Памятник Александру III был поставлен в Петербурге в 1909 году. Его создатель скульптор Трубецкой говорил: "Я изваял животное, сидящее на другом животном". Один князь, известный своим дефектом речи, по поводу этого памятника сказал: "Я знаю, цто Саша зопа, но зацем зе это так подцеркивать". * * * В 1910 году Николай II заложил основы военно-воздушного флота России. Десять из тридцати первых летчиков были казаками. * * * В дореволюционной России было 28 авиазаводов. Они выпускали до 6000 самолетов в год. В том числе и самолет-гигант "Илья Муромец", созданный гением Сикорского, у которого не было даже высшего инженерного образования. * * * Один из первых полетов "Ильи Муромца" на аэродроме наблюдал Николай II. Затем царь поднялся на мостик, предназначенный для установки на нем пушки или пулемета, и снялся там рядом с конструктором Сикорским. После революции Сикорского однажды задержал патруль. Обыскали и, найдя снимок с царем, хотели тут же расстрелять. Спасла случайность: какой-то красный командир заступился. Вскоре Сикорский эмигрировал. * * * В 1912 году праздновалось столетие Бородинской битвы. На торжествах рядом с царем стоял стодвадцатилетний участник сражения. * * * ОТМА – так звали в свете дочерей Николая, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию. * * * В первые годы революции Свердлов рассказывал, что в 1912 году из ссылки Сталин посылал приветствие Николаю II по случаю трехсотлетия дома Романовых. * * * В 1913 году Николай обсуждал с женой возможность по совершеннолетии наследника отречься от престола и уйти в монастырь. * * * Еврейское счастье. В 1952 году в разгар антикосмополитической кампании Сталин приказал Гослитиздату выпустить еврейский молитвенник на иврите. Ответственным назначили профессора-филолога Марка Полякова. Он поехал в Ленинград, собрал пятерых издателей евреев и раздобыл молитвенник 1913 года. Некоторая сложность состояла лишь в том, что этот синклит из шестерых образованных евреев, который вот-вот обвинят в сионизме, не знал иврита и не мог прочесть в священной книге ни слова. Однако приказ есть приказ, и молитвенник отдали в типографию, чтобы сделать факсимильную копию. Когда книга вышла, оказалось, что она начинается молитвой за здравие царя-самодержца Николая II. Тираж конфисковали, а всех, кто имел к этому делу хоть малейшее отношение, сурово наказали. * * * Единство вкуса. И Николай II, и Ленин любили юмориста Аверченко. Он же не любил ни того, ни другого. * * * Подготовив к печати статью Менделеева, члена многих академий и научных обществ мира, редактор журнала предпослал имени автора все его степени и звания. Менделеев, увидев гранки, смутился: "Так печатать нельзя: титул получается длиннее, чем у царя". * * * Заступник. Во время кампании по борьбе с космополитизмом Рабиновича исключили из партии. Домой он пришел убитый и, отказавшись от ужина, лег спать. И увидел странный сон. На Ярославском вокзале тучи народа с портретами Николая. Рабинович вливается в толпу и оказывается на перроне, к которому подплывает царский поезд, прибывший из Екатеринбурга. Царь выходит из вагона. Все падают ниц, а Николай говорит: "Прошу вас, восстановите Рабиновича в партии!" * * * Михаил Светлов рассказывал: * * * Не было бы счастья... Нижинский исполнял в балете Дебюсси "Послеполуденный отдых Фавна" партию Фавна. В ходе балетного действия Фавн пытается овладеть нимфой, она вырывается и убегает. Однако в руках Фавна остается ее газовая накидка, и Нижинский в танце изображал акт овладения накидкой, как бы замещающей нимфу. Увидав эту сцену, вдовствующая императрица возмутилась и приказала выслать Нижинского и Дягилева из Петербурга. Благодаря царственному капризу эти деятели балета оказались в эмиграции и были спасены для мировой культуры. |