На главную страницу

 

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

 

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

 

Ю.Б. Борев

Cоцреализм. Что после, что дальше, что вместо? (1980–2007)

2. Перестройка и литературно-рецептивная ситуация в России.

Перестройка создала новую культурную ситуацию в России. Культура диалогична. Изменения читателя и его жизненного опыта ведут к изменению литературы, и не только рождающейся, современной, но и давно существующей, классической. Ее содержание меняется. "Свежими и нынешними очами" читатель прочитывает литературные тексты прошлого и находит в них ранее неведомые смысл и ценность. Смысл произведения рождается от встречи и взаимодействия жизненного опыта художника запечатленного в произведении, и жизненного опыта читателя, который он в процессе художественного восприятия бросает навстречу произведению (положение рецептивной эстетики констанцской школы В. Изера, П. Шонди, Х.Р. Яусса). Художественный смысл произведения оказывается исторически подвижным и вариативным. Этот закон эстетики особенно внятно проявляется в переломные эпохи, когда резко меняется жизненный опыт людей. Переломное время рубежа второго и третьего тысячелетия сказалось не только на социальном статусе и рейтинге литературных произведений, но и на смысле и ценности художественных произведений и на состоянии литературного процесса.

Каково же это состояние? Все основные направления и течения отечественной литературы претерпели кризис, ибо предлагаемые ими идеалы, позитивные программы, художественные концепции мира оказались или несостоятельными, или сомнительными (что не исключает художественной значимости отдельных произведений, создаваемых чаще всего ценой отхода писателя от жесткого следования концепции направления. Пример тому взаимоотношения В. Астафьева с деревенской прозой).

3. Постсоциалистический реализм в литературе.