На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

 А. Дюрер. Св. Иероним в своей келье. 1514

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

 

Ю.Б. Борев

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ  ХХ В.,
АРХЕТИПИЧЕСКОЕ И ТЕАТР
(особенности литературы, искусства и эстетики в ХХ в.)

I. Особенности художественного творчества в ХХ в.

1. Действительность – Автор
1). В ХХ в. история перестала рассматриваться как накопление идеального, как движение по восходящей линии. Ее стали понимать (особенно в конце века) как относительно хаотическое движение, предсказание результатов которого лишено перспективы (И. Пригожин). Возникло научное направление хаология, формулирующее новое представление о мире как результате броунова движения его элементов. Если ранее мир представлялся гармоничным и лишь на его периферии существовал хаос, то для ХХ в. картина обратная: на периферии хаотичного мира существуют оазисы гармонии. Это мировоззренческое представление о мире определило и поэтику и семантику многих спектаклей современного театра.
2). ХХ век – эпоха встречных процессов в жизни, особенно в социально-политической сфере. Для ХХ в. характерно стремление к глубоко индивидуальному сознанию и одновременно (встречный процесс) стремление к хунвейбиновскому единению, к морально-политическому единству, к следованию мудрым указаниям фюрера, вождя, великого кормчего. Встречные процессы шли не только в действительности, но и в культуре (об этом см. ниже).
3). Запад (Европа и США) конца ХХ в. – повторение исторической и культурной ситуации Древнего Рима, который в ХХ в. выступает в качестве колыбели европейской цивилизации (несколько последних веков, начиная с эпохи Возрождения эту роль играла античная Греция). Для древнеримской и нынешней европейской (и даже шире – западной) цивилизации характерны процветание и рост культурных и материальных богатств, сочетающиеся с кризисом, ощущением драматизма развития и даже предчувствием катастрофы. Рим основывал свое величие и процветание на военных технологиях, на владычестве над видимым миром и на труде рабов. Современная западная цивилизация и в этом отношении схожа с древнеримской: народы Европы, США и Канады называют "золотым миллиардом", их благоденствие основано не только на новых технологиях (в том числе военных) и не только на собственном труде населения, но и на политико-экономическом властвовании над остальными пятью миллиардами людей и на дешевом труде гастарбайтеров, перемещенных лиц и нелегальных иммигрантов. А значительная часть промышленности (особенно та часть, которая заметно ухудшает экологию) этих стран (особенно США) вынесена за их пределы (особенно в Азию)
4). "Русский писатель должен жить долго" (К. Чуковский). Смысл этого несколько парадоксального высказывания (ведь желательно, чтобы люди всех специальностей жили долго!) в том, что во-первых, конечные результаты труда и писателя и художника вынесены за обычные рамки жизни (воздействие творчества художника на историю можно полно понять лишь через много лет после выхода произведения в свет), а во-вторых, социальные условия в России не всегда благоприятны для творчества и они при этом изменчивы, поэтому для полного самоосуществления любому деятелю искусства необходимо "дополнительное" время. Это проблема не только русской литературы ХХ в., но и многих других литератур. Конечно, в искусстве ХХ в. были и долгожители (например, Л. Леонов). Однако в ХХ в. было много художников расстрелянных или погибших в лагерях (Н. Гумилев, О. Мандельштам, Кольцов, Корнилов, И. Бабель, А. Веселый, Б. Пильняк, В. Мейерхольд, а за рубежом – Ю. Фучик, Я. Корчак), убитых на фронтах или безвременно умерших от ран (Коган, М. Кульчицкий, Недогонов, И. Уткин, С. Гудзенко, а в зарубежной литературе Бодлер, Сент-Экзюпери), покончивших с собой (С. Есенин, В. Маяковский, М. Цветаева, А. Фадеев, а за рубежом – Э. Хемингуэй), потерявших годы жизни в заключении (Шаламов, А. Солженицын, Волков, Эрдман, в немецком лагере – Ю. Пиляр), по явно видимым социальным причинам не проживших полно свой век (А. Блок, М. Горький, Б. Пастернак, А. Платонов, М. Булгаков, С. Михоэлс, а на Западе Ф. Кафка, М. Монро), многие годы проведших на чужбине в эмиграции (И. Бунин, Куприн, В. Набоков, Г. Газданов, Зайцев, А. Зегерс, Дягилев, А. Павлова, Барышников, а на Западе – А. Цвейг, А. Зегерс, Б. Брехт). Труднейшая жизнь, прерванный жизненный путь, относительно ранний уход художника из жизни, не полная самоосуществленность, не реализация многих замыслов, украденные годы – все это часто встречающиеся особенности бытия деятелей литературы и искусства в ХХ в.

2. Автор – Творческий процесс
1). Лабиринтность жизни новейшего времени впервые остро почувствовал Ф. Кафка и эта особенность бытия повлияла на процесс художественного мышления. Художественно-творческий процесс в ХХ в. похож на лабиринт, по которому бродит художник, иногда имея возможность зажечь свечу.
2) В театре ХХ в. появилась новая профессия, новый участник спектакля – режиссер. Он стал играть определяющую творчески-авторскую роль. Не только драматург, но и режиссер создает с помощью актеров художественный текст спектакля. И зрителю, и критику, и историку театра стало важно, что он смотрит спектакль Чехова-Станиславского, Чехова-Немировича, или Чехова-Эфроса, или Чехова-Товстоногова, Чехова-Волчек и т.д.
2). Художественное сознание ХХ в. сфокусировало свое внимание на человеке. Некоторые художественные направления сосредоточились на внутреннем мире человека (литература "потока сознания", психологический реализм). В теории это сосредоточение выразилось и в формуле Ю. Олеши: "Писатели – инженеры человеческих душ", повторенной Сталиным, и в теоретическом представлении ряда теоретиков о человеке как предмете литературы и искусства (Л. Тимофеев, А. Буров), и в развитии антропологических эстетических концепций (Макс Шеллер и др.). Театр же всегда был сосредоточен на человеке. Такая сосредоточенность – это его природа (ведь на театре не возможен, например, спектакль-натюрморт).

Читать "Произведение и его восприятие в ХХ в."