Ю.Б. Борев
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ ХХ В.,
АРХЕТИПИЧЕСКОЕ И ТЕАТР
(особенности литературы, искусства и эстетики в ХХ в.)
Введение
ХХ столетие кончилось и стало объектом рефлексии. Подведение итогов художественного и эстетического развития имеет большое значение.
Я ловлю в далеком отголоске
Что случилось на моем веку.
Эти строки Б. Пастернака – внутренний эпиграф к рассуждениям по данной проблеме.
Один из методологических принципов – генетически высшие формы развития – ключ к пониманию предшествующих форм. В этом смысле понимание искусства ХХ в. может иметь методологическое значение для всей филологической науки и всего искусствоведения. С другой стороны рассмотрение архетипического в современной культуре позволяет отследить истоки, из которых вышли современная литература и театр, и дают возможность увидеть то, какую роль в современной художественной культуре играют уходящие в историческую древность (к обряду, ритуалу, мифу) художественные традиции.
Говоря о развитии искусства и эстетики в ХХ в. следует обратить внимание на две взаимосвязанные задачи:
1) анализ эстетических, литературных, театральных теорий, школ и концепций ХХ в.;
2) анализ художественных свершений в шедеврах выдающихся авторов, анализ значительных достижений художественных школ и направлений ХХ в., с точки зрения тех проблем, которые эти художественные явления ставят перед эстетикой, литературной и театральной теорией, и выяснение того, как теоретическая мысль эпохи ответила на запросы художественного развития.
Современный мир традиционно нетрадиционен. Настоящее в нем оказалось пугающе опасным, а грядущее – принципиально неопределенным и непредсказуемым.
XX век был самой напряженной и катастрофичной эпохой в истории человечества и особенно в истории России. О. Шпенглер сказал о закате Европы. Сейчас следует говорить о худшем – о кризисе человечества.
В ХХ в. случились только в России три революции и коллективизация, сравнимая с ними по масштабу слома привычного строя жизни. Много десятилетий длился в России 37 год и возник целый континент ГУЛАГа. В Европе был свой гулагоподобный архипелаг Освенцимов и Бухенвальдов. Случились две мировые войны. Хиросима и Нагасаки горели в атомном огне.
Мир в ХХ в. пережил большое количество кризисов и напряженных конфликтов, часть мира была захвачена коричневой чумой, часть другими тоталитарными режимами. Да и более благополучные страны пережили свои беды: так США пережили жесточайший кризис в конце 20-х гг., а в середине и во второй половине века – маккартизм, войну в Корее, а затем войну во Вьетнаме (свыше 2 миллионов жертв и военно-политическое поражение США), война в Афганистане (около одного миллиона жертв и бесславный вывод советского "ограниченного контингента"). А до этого – подавление венгерского восстания и пражской весны, военное положение в Польше... В конце века в СССР произошли перестройка, развал страны, падение экономики... В ХХ в. случились: в начале века русско-японская война, а затем на протяжении всего столетия военный пожар не затихал: гражданские войны в России, Испании, Гватемале, кровавые конфликты в Руганде, Эретрее и Эфиопии, в Абхазии, Карабахе, Косово, Македонии... НАТОвские бомбежки Югославии... Терроризм, сепаратизм, национализм охватившие весь мир, от Иерусалима до Ольстера, от Чечни до страны Басков и далее везде или почти везде... Чернобыльская катастрофа, повышенная радиация, покрытые пятнами нефти моря, ионовые дыры в атмосфере и другие экологические угрозы... Фашизм, коммунизм, тоталитаризм, империализм, фундаментализм, вахабиты, калибы, ЭТА... Господи спаси и помилуй!.. "Сколько их? куда их гонит? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят? Ведьму ль замуж выдают?". И все это ХХ в. с переходом в ХХI-ый!
Такая историческая ситуация создала трагические обстоятельства, трагедийный исторический фон и особо трудные условия для развития художественной культуры в XX веке. Одновременно все это давало художникам огромный жизненный опыт, обогащавший палитру их творчества. В судьбу художественной культуры в разных странах и особенно в России вмешивались государственные власти и это при том, что, по словам Моне, государство некомпетентно в делах искусства. И это сказалось в кострах из книг, в уничтожении полотен абстракционистов и других "неарийских" произведений в гитлеровской Германии, в докладе Жданова о журналах "Звезда" и "Ленинград", в идеологических постановлениях ЦК...
Не только беды людям принес ХХ в., он принес и великие открытия, и новый более комфортный тип жизни. Ни Пушкин, ни Гюго, ни Диккенс, ни Чарльз Кин, ни Мочалов, ни Каратыгин не знали ни телефона, ни радио, ни самолета, ни телеграфа, ни телевизора... Холодильник, пенициллин, компьютер, спутник, выход человека в космос, высадка на Луне... Долго можно перечислять свершения ХХ в.
В XX веке были совершены и огромные художественные открытия как в сфере художественных концепций личности и мира (что привело к образованию необыкновенно большого количества художественных направлений), так и в сфере художественных методов, средств, форм. Соответственно с этими изменениями в художественной культуре происходили глубокие изменения в эстетике, теории литературы и теории театра и других искусств, а в тех случаях, когда они не произошли, назрела потребность в рождении новых теоретических идей. И решение этой задачи ложится на плечи людей ХХI-ого века.
Читать "Особенности художественного творчества в ХХ в."