Ю.Б. Борев
Эстетика
Художественный процесс
I. Этапы и русло протекания художественного процесса
1. Художественное развитие
Литература и искусство – развивающаяся система. Развитие художественного процесса социально обусловлено и имеет внутренние закономерности. Взаимодействие внешних (социальных) и внутренних (художественные традиции, художественный мыслительный материал) факторов и формирует художественный процесс. Все течет и меняется в мире. Меняется и сам мир и его явления. Мир
– процесс, искусство – художественный процесс, в котором преломляются изменения реальности. Жизнь предъявляет к искусству определенные требования. Однако сами по себе ни новая историческая реальность, ни ее требования ничего не могут создать в художественной культуре, ибо здесь новые явления творятся только на собственно художественной основе (традиции, предшествующий художественный материал).
Важнейшая категория эстетики, помогающая понять художественный процесс, его исторические этапы и звенья, обобщенно описывающая его,
– художественное направление. Эта коренная категория имеет инструментально-методологическое значение и "работает" при анализе литературного развития и выявлении его исторических, национальных и региональных особенностей.
Возникновение новых направлений искусства происходит на основе художественно-мыслительных предпосылок (художественных традиций), изменяющихся под воздействием новых исторических реалий и под влиянием науки, философии, религии и других материальных и духовных факторов.
2. Художественное направление как инвариант художественной концепции
Направление – коренная категория теории и истории художественного процесса. Между тем эта категория не разработана и часто отождествляется с течением, школой, методом, стилем. Направление не имеет точного определения, порой отрицается само его существование (см. работы Б. Реизова, например), и целые школы ("новая критика", например) провозглашают произведение единственной реальностью искусства. Несомненно, произведение – наиболее достоверная и ощутимая реальность искусства. Однако столь же несомненна реальность типологической общности произведений разных писателей. Изучение художественного произведения может быть всесторонним только при раскрытии связи между ним и близкой ему типологической группой произведений.
Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества, и через программные теоретические манифесты, провозглашающие эти принципы. Существование такого рода совокупностей отмечал П. Вяземский, утверждавший, что самые разные гении "в некоторых отношениях подвластны общему духу времени и движимы в силу каких-то местных и срочных законов. Во все времена люди возвышенные, хотя, впрочем, и разногласные в некоторых отношениях, были одной веры по некоторым основным мнениям; несмотря на слова их, противоречащие одно другому, выдавалась у них невольная соответственность". (Вяземский. 1878. С. 329).
Направление – одна из центральных проблем эстетики, точка схождения теории и истории художественного процесса. Направление – важнейшая и особо ёмкая категория художественного процесса, позволяющая делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах всемирной истории художественной культуры и выявлять в культуре разных народов единую последовательность этапов развития, смену и борьбу концептуальных и стилистических парадигм искусства. Направление воплощает в себе типологические общности, объединяющие многообразные художественные произведения.
Направление межнационально типологично, но имеет свои национальные вариации. Оно вбирает в себя общее для всех национальных модификаций классицизма, романтизма или реализма. Эталонный образец направления, его классическая национальная форма (итальянское Возрождение, французский классицизм, немецкий романтизм, русский реализм). Направление может касаться лишь одного вида искусства (литература "потока сознания" или музыкальный пуантилизм, или абстракционизм в живописи), может выявлять общность ряда видов искусств (неореализм – в кино и в литературе), может очерчивать историческую общность всех или большинства искусств (романтизм или сюрреализм, например). Направление – реальный исторический результат взаимодействия традиции и новаторства.
В направлении выказывают себя мировоззренческо-эстетические особенности художественного процесса. Направление – концепция мира и личности, устойчивая для группы художников, деятельность которых протекает в рамках целого исторического периода.
Художественная концепция определяется элементами, составляющими структуру художественной реальности, отражающей мир в его взаимодействии с личностью, что создает ряд пластов в структуре художественного произведения (см. об этом более подробно на с. 134-135):
1) внутренние коммуникации личности ("Я – Я");
2) общение человека с другим человеком ("Я – Ты");
3) взаимодействие человека с обществом ("Я – Мы");
4) отношение личности к человечеству ("Я – все мы");
5) отношение к природной среде ("Я - все");
6) отношение личности ко "второй природе" ("Я – все, созданное нами в сфере материальных ценностей");
7) отношение личности к духовной культуре ("Я– все, созданное нами в сфере духа");
8) человек и космос ("Я – всеобщее").
Выражаемая в произведениях данного направления художественная концепция мира реализуется через типологическую художественную модель мира, суть которой зависит от иерархического расположения пластов: от того, какой из них доминирующий; как, в какой последовательности от доминирующего пласта располагаются другие пласты; какие из пластов отсутствуют в структуре произведения, как трактуется каждый из наличествующих пластов.
Помимо пластических идей в художественную концепцию мира входят и прямо формулируемые (в литературном тексте, в названии картины) непластические идеи (философские, религиозные, политические, нравственные).
Всякий раз образуется неповторимая типологическая художественно-образная конструкция, которая так или иначе варьируется в разных течениях и школах и в разных произведениях, принадлежащих к данному направлению. Вместе с тем основной каркас этой конструкции сохраняется.
Художественное направление – инвариант (неизменное, постоянное, устойчивое начало, варьируемое в произведениях этого направления) художественной концепции мира и личности. Поскольку эта концепция раскрывается главным образом через создаваемую художником художественную реальность, художественное направление – тип художественной реальности. А поскольку художественная реальность и художественная концепция определяют характер восприятия произведения реципиентом, художественное направление – тип рецептивного диалога по цепочке: "автор – произведение – реципиент".
Направление – система художественных произведений, построенных по одной типологической модели с инвариантной (единой и устойчивой) концепцией мира. Смена художественных направлений – процесс
изменения художественной концепции мира, проявляющийся через изменение типа структуры художественного произведения.
Средневековое искусство, выдвигая Бога в качестве доминирующей проблематики, осмысляло вселенную в ее отношении к человеку. Эта тенденция нашла свое продолжение у Данте, ставившего мироздание в центр своей художественной концепции. "Божественная комедия" создает вероятностную модель структуры космоса и отводит в ней место для человека и общества.
Возрождение ставит в центр мироздания сознающую себя личность. Классицизм фокусирует внимание на государстве и подчиненном ему человеке. Романтизм помещает в центр художественной концепции внут-ренний мир личности в его отношениях с природой. Реализм ставит в центр произведения человека и народ, личность и общество.
Школа – художественное направление, теоретически осознавшее себя, очертившее свои границы и выделившееся из художественного процесса в самостоятельное организационно оформленное образование, определившее свой состав (членство), имеющее свою теоретическую платформу (манифест, программу, принципы).
Течения – варианты устойчивой художественной концепции мира, присущей направлению.
Категория "художественное направление" позволяет охватить развитие искусства в его сложности. В одну художественную эпоху обычно входят несколько значительных художественных направлений. Художественный процесс не совпадает полностью с основными направлениями эпохи, он богаче своих ведущих тенденций. В нем много не устоявшегося, а направления схватывают только то, что уже устоялось.
3. Историческое членение (периодизация) художественного процесса
Художественный процесс, как всякое движение, протекающее во времени и пространстве, следует понимать как диалектику прерывного и непрерывного. Эту диалектику раскрыл еще Зенон в своих апориях "Летящая стрела" и "Ахиллес и черепаха" (пока Ахиллес пробежит половину пути, отделяющего его от черепахи, та пройдет небольшое расстояние; пока Ахиллес пробежит новую половину оставшегося между ним и черепахой расстояния, черепаха опять немного уползет вперед и так до бесконечности). Эта апория утверждает идею единства прерывного и непрерывного в процессе движения.
Процесс развития искусства также основан на диалектике прерывного и непрерывного, что в частности, предполагает периодизацию художественного процесса, его научное членение. Периодизация развития художественной культуры – важнейшая проблема эстетики, теории и истории литературы и искусства. Необходима иерархия исторического членения художественного процесса на мелкие и крупные этапы. Обычно история литературы и искусства учитывает два этапа развития художественной культуры.
1. Поколение – минимальный этап художественного развития, определяемый творческой деятельностью группы авторов – ровесников и современников. Эти авторы определяют исторически завершенный отрезок художественного развития, равный среднему времени активной творческой жизни художника.
2. Более крупный этап художественного развития – век. Так, в движении русской литературы выделяют XVIII, XIX, ХХ вв. – крупные отрезки исторического времени, достаточные для существенных изменений в социальной жизни и для проявления их влияния на художественное мышление.
3. Иногда эти этапы художественного процесса дополняются понятием художественной эпохи (античность, Возрождение), которую, впрочем, нередко отождествляют с направлением (Просвещение).
Другой принцип исторического разделения искусств на этапы развития предложил В. Мириманов: "В истории европейского искусства, в эволюции европейского представления вычленяются периоды, каждый из которых может быть узнан по соответствующему ему символу – мифологическому образу, организующему на каждом этапе картину мира. Искусство раннего Возрождения (в частности – Мазаччо) отмечает конец первого периода, совпадающего с эпохой Средневековья, и посвященная ему глава могла бы быть названа – Бог. Наиболее адекватным второму периоду (барокко и рококо) является образ Кесаря. "Менины" Веласкеса предваряют конец этого и одновременно указывают на начало следующего – который представляют грандиозные полотна Ж. Л. Давида и Э. Делакруа и такие образы, как "Бонапарт на мосту Арколь, 17 ноября 1796 г." А. Ж. Гро. Центральная тема его – Герой. Следующий за ним (который еще не изжит до конца), мог бы быть назван "Ни Бог, ни Кесарь, ни Герой" (Мириманов. 1993. С. 101).
Предлагаю другое историческое членение:
Художественный период (например, предмодернизм, или модернизм, неомодернизм, постмодернизм) – объединение группы исторически, эстетически и концептуально близких друг другу направлений, несущее инвариантную художественную идею, значимую для всех этих художественных направлений.
Художественный период очерчивает историческое время господства в литературном развитии определенного типа героя (варьируемого в направлениях данного периода), определенного типа автора, и определенного типа участия автора в создании художественного текста.
Художественная эпоха– понятие, возникшее в раннеромантической эстетике, осознавшей искусство как процесс исторического развития. Этот процесс осмысляется Шиллером в терминах "наивной" и "сентиментальной" литературы, Жерменой де Сталь – "южной" и "северной", Ф. Шлегелем – "классической" и "романтической".
В предлагаемой классификации этому термину придается следующее значение: художественная эпоха – время существования группы художественных направлений или периодов, объединенных общей инвариантной художественной парадигмой, интегрирующей в себе ряд художественных концепций и идей.
Художественная стадия – крупнейшая единица членения художественного процесса. В основе стадиального членения – глобальные проблемы эстетического отношения к Богу, Природе, Человеку, Обществу. Мировой художественный процесс включает в себя четыре стадии: 1) стадия единения человека с природой; 2) стадия единения человека с Богом; 3) стадия надежд и иллюзий: уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе; 4) стадия утраченных иллюзий: А может быть не удалось Творенье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в Общества пороках?
Эра. Гегель выдвинул идею разделения художественного развития человечества на три этапа. Основание такого всемирно-исторического членения истории художественной культуры, по Гегелю, как уже об этом говорилось подробно выше – взаимодействие абсолютного духа (содержания) и его материально-чувственного воплощения (формы). История художественной культуры проходит три эры: символическую, классическую, романтическую. Искусство в его богатстве полно не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение – идея о гибели искусства – исторически не подтверждается, но историзм видения искусства и глобальность подхода – заслуга Гегеля.
Предлагаю другой тип глобального членения и характеристики художественного процесса на основании параметра пространство и время. На разных стадиях своего развития искусство сосредоточивало внимание на тех или иных аспектах художественного мира – на пространстве, на времени или на времени-пространстве. С этой точки зрения можно выделить три эры художественного развития.
Древнее искусство мыслило преимущественно пространством. Главная его тема и проблема – миропорядок. Вопросы космогонии, происхождения Вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жизни и деятельности человека. Именно эти проблемы были в центре внимания древнего художника.
Начиная с эпохи Возрождения искусство (для которого характерны: рост личности и общества, процесс социальных преобразований, изменчивость всего) мыслит преимущественно временем. Историзм проникает во все поры художественного творчества.
Новое искусство, сформировавшееся в XIX и ХХ вв., начинает мыслить пространством и временем в их единстве. Не случайно именно в нашу эпоху была сформулирована М. Бахтиным категория "хронотоп" (время-пространство), которая характеризует новейший типа художествен-ного мышления.
Если вышеизложенные теоретические соображения применить к стрежневому процессу художественного развития, если проследить полет стрелы времени в сфере художественной культуры, то общая картина теоретической истории литературы и искусства будет выглядеть следующим образом.
ЭРА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Стадия слиянности человека с природой
ДРЕВНЕЙШАЯ ЭПОХА:
оставаясь частью природы, человек выделяет себя в субъекта, способного ее осваивать практически и эстетически.
Период возникновения и становления ранних форм искусства
Магические реалии (тождество изображения и реальности) и происхождение искусства.
Миф – форма перехода от магических реалий к художественной реальности.
Период развития ранних Форм искусства
Мифологический космизм: (шумерское, аккадское, древнеегипетское, хеттское, угаритско-финикийское): человек в мире неустойчивого равно-весия глобальных сил, борющийся за жизнь.
ДРЕВНЯЯ ЭПОХА:
доверчиво-наивное ощущение бытия: радостно, трудно и страшно жить в мире гармонии и рока.
Период развития классических форм искусства
Классическое искусство древности (древнекитайское, древнеиндийское, древнеиранское, древнееврейское искусство): художественная космогония: устройство мира загадочно и человеку трудно адаптироваться к жизни в природе и обществе.
Период античного мифологизма: героический человек в обстоятельствах гармонии, определяющей красоту, и рока, определяющего трагизм мира.
Мифологический реализм (мир каков он есть): человек, преодолевая страх, героически отстаивает свой социум даже ценой жизни.
Мифологический романтизм (мир каким он должен быть): героическое бесстрашие – путь к подвигу человеколюбия.
Мифилогизм обыденного сознания (мир как о нем думают и говорят многие): героизм смешон, предпочтительна спокойная жизнь с тихими радостями, весельем, созерцанием красоты, любовными утехами.
Стадия слиянности человека с Богом:
судьба человека решается на небе
ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:
человек в черно-белом мире борьбы добра и зла
Рыцарский романтизм (литература Замка): герой в сражениях,
мученик в любви.
Сакральный аллегоризм (литература Монастыря): мученик,
уповающий на волю Бога.
Карнавальный натурализм (искусство Города): народный смех казнит несовершенство мира и, омывая весельем, обновляет его.
ЭРА ИСТОРИЗМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
Стадия надежд и иллюзий:
уповая на Бога, действуй сам, однако оказывается, что действия имеют разные векторы и могут быть разрушительными.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ:
свободный человек – высшая ценность мира.
Период очарования свободой: "делай что хочешь!"
Ренессансный гуманизм: титан, сражающийся с морем бед, чтобы победить их в единоборстве.
Маньеризм: элегантный человек в мире беззаботности и вычурной красоты.
Период разочарований (кризис Возрождения): свобода порождает индивидуализм и возможность творить не только добро, но и зло.
Барокко: экзальтированный индивидуалист,
гуманный скептик-гедонист в неустойчивом мире.
"Плеяда": жизнерадостный человек, ориентированный на гуманные национальные и государственные ценности.
Рококо: изысканная праздная личность, почитающая короля и беззаботно живущая среди изящных вещей.
Готика: в земной жизни человека не ждет ничего хорошего, уповать следует на жизнь небесную.
ЭПОХА НОВОГО ВРЕМЕНИ:
человек надежд и иллюзий, ищущий верного вектора действия человека.
Период надежд на долг, нормы и разум
Классицизм: человек долга в абсолютистском государстве.
Ампир: государственно ориентированный и регламентированный человек в империи, охватывающей видимый мир.
Просвещение: инициативный, авантюрный человек в меняющемся мире.
Период надежд на чувства и веру
Сентиментализм: впечатлительный человек, умиляющийся
добродетели и ужасающийся злу.
Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним;
мировая скорбь – состояние мира, ставшее состоянием духа.
ЭРА ХРОНОТОПА (ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ)
Стадия утраченных иллюзий
(включает в себя две параллельно развивающиеся эпохи – авангардизм и реализм) А может быть, не удалось творенье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в Обществе пороках?
ЭПОХА АВАНГАРДИЗМА:
мир враждебен личности; поиски смысла жизни.
Период предмодернизма: свобода и удовольствие
Натурализм: человек плоти в вещественно-материальном мире.
Импрессионизм: утонченная, лирически отзывчивая, впечатлительная личность, способная видеть красоту.
Прерафаэлиты: современная жизнь далека от идеала, оставшегося в рыцарской эпохе Средних веков.
Символизм: "в закате утонула так (пышно!) кровать"; мечты о рыцарстве и Прекрасной Даме.
Эклектизм: демократизм, равенство, доходность.
Период модернизма: ускорение истории и усиление ее давления на человека.
Модерн: мир в лучах заката.
Акмеизм: поэт – гордый властитель мира,
разгадывающий его тайны и преодолевающий его хаос.
Футуризм: воинственная личность в урбанистически
организованном хаосе мира.
Примитивизм: упрощение человека и мира.
Кубизм: геометрическое упрощение человека и мира.
Абстракционизм: бегство личности от банальной
и иллюзорной действительности.
Лучизм: трудность и радость бытия человека в
неопределенном мире, рассекаемом лучами света.
Фовизм: художник извлекает из форм вечность,
тем самым приобщаясь к вечности.
Период неомодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится неочеловеком.
Дадаизм: мир – бессмысленное безумие.
Сюрреализм: смятенный человек в
таинственном и непознаваемом мире.
Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире.
Имажизм, имажинизм: личность, образно видящая
многокрасочность и трагичность мира.
Конструктивизм: человек в среде отчужденных от него
индустриальных сил.
Экзистенциализм: одинокий человек в мире абсурда.
Литература "потока сознания": духовный мир личности, не сопряженный с реальностью.
Неоабстракционизм: поток сознания, выраженный в цвете.
Период постмодернизма: человек не выдерживает давления мира и становится постчеловеком.
Поп-арт: зомбированный масс-культурой демократ-приобретатель общества массового потребления.
Гиперреализм: обезличенная живая
система в жестоком и грубом мире.
Фотореализм: достоверный обыденный человек
в достоверном, обыденном мире.
Сонористика: Нарцисс в зеркале звуков
(игра тембров, выражающая "Я" автора).
Музыкальный пуантилизм: "мне дождь весенний говорит:
мир из осколков состоит".
Алеаторика: человек – игрок в мире случайных ситуаций.
Хеппенинг: своевольная, анархически "свободная",
манипулируемая личность в хаотичном мире случайных событий.
Саморазрушающееся искусство: безликая личность в мире "ничто".
Соц-арт: социальная проблематика в свете переориентации на посткоммунистические ценности.
Концептуализм: человек, отрешенный от смысла культуры, среди эстетизированных продуктов интеллектуальной деятельности.
ЭПОХА РЕАЛИЗМА:
человек страдает, несет потери, но выстоит.
Период традиционного реализма
Критический реализм XIX в.: что делать? кто виноват? установка личности на доброту и порядочность; непротивление злу насилием и самосовершенствование.
Проповедь любви враждебным словом отрицанья.
Социалистический реализм: личность социально активна и включена в творение истории насильственными средствами.
Крестьянский реализм (деревенская проза): крестьянин – главный носитель нравственности и опора национальной жизни.
Период модернизированного реализма
Неореализм: человек из народа, ариентированный на простые жизненные ценности.
Магический (фантастический волшебный) реализм: человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и естественное, паранормальное и обыденное.
Психологический реализм: личность ответственна; заполняя ее духовный мир, культура способствует братству людей
и преодолению их эгоцентризма.
Интеллектуальный реализм: счастлив, творящий добро; состояние мира не способствует счастью; существуют ли пути изменения мира?
Предложенная выше схема исторического развития искусства будет подробно освещена в следующей главе ("Теоретическая история искусства"), однако в эту схему вносятся упрощающие изменения для облегчения усвоения предлагаемого материала.
Далее