АЛЬМАНАХ "АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ"
Тетрадь седьмая.
Бюллетень интеллектуальной собственности
Л.Н. Столович
Мудрость и ценностное отношение
В философии ХХ столетия имеются прямые аксиологические интерпретации понятия мудрости. Так, Николай
Гартман характеризует мудрость как «проникновение
чувства ценности в жизнь» (Hartmann, Nicolai. Ethik. – Berlin und
Leipzig, 1935, S. 390). Конечно, соотнесение мудрости с ценностями обретает конкретное значение, когда раскрывается сама трактовка ценности и
ценностного отношения, которые могут быть самыми различными. Вместе с тем вся история категории «мудрость» показывает,
что существенное свойство этой категории раскрывается в ценностном отношении. Нельзя не отметить, что Мудрость – это способность высшего
проявления умственной деятельности человека, его Разума
(Vernunft), а не просто Рассудка (Verstand). И этот Разум – не только данность природы, но Разум, умудренный жизненным опытом.
Вот почему говорят: «умный человек находит выход из трудного
положения, а мудрый в это положение не попадет». Однако даже
исключительная развитость ума еще не гарантирует мудрости.
Такой ум может быть не только мудрым, но хитрым и коварным. Поэтому-то и встает вопрос о качестве мудрого знания. Оно прежде всего ценностно значимо. Мудрость – способность постижения ценностного смысла жизненных явлений. Притом чем шире и глубже этот ценностный смысл, тем больше мудрость. В этом плане Мудрость является интуицией Разума; подобно тому, как совесть – это нравственная интуиция, а эстетический вкус – эстетическая. Практическая мудрость запечатлевается как мудрое
знание в различного рода текстах: философских, религиозных,
художественных. Мудрость содержит в себе диалектическое противоречие: противоречие между познавательным и ценностным началами. Ведь мудрость – это плод Познания жизни, но Познания в ее Ценностном аспекте, жизненно-опытное постижение ценностей. Мудрое знание – это не просто владение информацией, но знание, нередко интуитивное, ценности информации. Мудрость – ценный сплав познания и оценивания, информации и ценности. Философия как любовь к мудрости предполагает внимание и к познавательной, и к ценностно-ориентационной деятельности человека. |