АЛЬМАНАХ "АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ"
Тетрадь седьмая
Бюллетень интеллектуальной собственности
Б.Г. Режабек
Парадигма – обретение смысла существования в ноосфере
Прекрасный обзор «парадигм» и соответствующих им
лозунговых тезисов («слоганов»), которые вошли в
основной фонд мировоззренческих представлений
просвещенных гуманитариев, дал Ю.Б. Борев. Ценность этой
работы трудно переоценить. Но для XXI в. этих парадигм, приведших в конечном счете к трясине постмодернизма и «хаосологии», уже недостаточно. Общество потребления ведет человечество к катастрофе.
Главная угроза – не экологический кризис, многие составляющие
которого – «озоновые дыры», антропогенный вклад в парниковый
эффект – на поверку афера финансовых структур и средство разжигания экологической истерики. Главная угроза – аксиологический
кризис, потеря смысла существования человека и человечества.
Корни этого кризиса лежат в XIX в., когда начатый в эпоху
Просвещения процесс секуляризации привел к резкому противопоставлению библейской и научной картины мира, не дав ничего
взамен христианским ценностям, на которых основывалась вся
система отношений европейской цивилизации. Отказавшись от
идеи особой роли человека в мироздании, признав бессмысленность его существования, человечество попало в ловушку прагматизма, в которой господствуют идеалы потребительского общества. Призывы «вернуться к традиции», исходящие от всякого рода «консервативных революционеров», ничего хорошего для выхода из этого кризиса дать не могут. Остановившись в развитии, человечество обречено на гибель и деградацию. Настало время вспомнить о том направлении, которое связано с учением В.И. Вернадского о ноосфере – сфере Разума как закономерном этапе эволюции биосферы – сферы жизни. Ноосферное мировоззрение (см. мои статьи в энциклопедии «Глобалистика», М., 2003) исходит из признания особого места человека во Вселенной и наличия цели его существования, задачи, поставленной перед ним Творцом. Эта задача состоит в исполнении заповеди «хранить и возделывать сад сей», которым в Книге Бытия является Эдемский сад, а в перспективе – вся Вселенная. Конечно, приняв это мировоззрение, приходится отказаться как от религиозного фундаментализма, так и от «воинствующего атеизма», и относиться с уважением как к науке, так и к религии, понимая их дополнительность и их необходимость для полноты человеческой жизни, что подчеркивал Вернадский. Эти идеи тесно связаны с философией «русского космизма», родоначальник и классик которой – Н. Федоров. На этом пути возможно преодоление кризисов, угрожающих человечеству. «Слоган» этой парадигмы может быть найден в словах Федорова: «Надо жить не только для себя (эгоизм), и не только для других (альтруизм), а со всеми и для всех». |