АЛЬМАНАХ "АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ"
Тетрадь седьмая.
Бюллетень интеллектуальной собственности
Г.Н. Иванова-Лукьянова
Ритм художественных прозаических текстов
как отражение жизненных ритмов человека
Проблема прозаического ритма по-прежнему остается дискуссионной и актуальной. Интерес к ней регулярно возобновляется как в теоретическом, так и в практическом плане, например для идентификации письменной речи или в практике художественного перевода. Наибольшую трудность вызывает создание такой методики определения ритма, которая позволила бы выразить его в конкретных величинах, по которым можно сравнивать ритмы разных писателей, разных частей текста, ритмы оригинального и переводного текста, разных переводов одного текста; которая позволяла бы также учитывать периоды устойчивости ритма и границы его изменения, чтобы наблюдать сопутствующие изменения в лексике, грамматике и семантике текста. В художественном тексте все значимо, в том числе и ритм. Прозаический ритм заключает в себе множество смыслов, которые чувствуют писатели и читатели; они замечают его изменчивость, плавные и резкие переходы, которые вместе с языковыми и речевыми единицами текста создают сложный механизм эмоционального и эстетического воздействия. Для измерения ритма мы приняли систему отклонений от некой условно принятой идеальной ритмичности, в которой: а/ударные слоги следуют через относительно равные безударные интервалы, б/ соседние синтагмы по своей величине не отличаются друг от друга более чем на два такта, г/ отсутствует соседство одинаковых интонем. Путем деления количества отклонений на общее число возможных реализаций получаются три ритмические характеристики (слоговая, синтагматическая и интонационная), выраженные десятичными дробями. Такие, казалось бы, сухие цифры говорят о том, сколько раз на десять "ритмических шагов" нарушается ритмичность в упорядоченности слогов, синтагм и интонаций. Таким образом, методика определения ритма включает в себя не одну ритмическую характеристику, как это было в предшествующих исследованиях, а три, и они выражаются в конкретных числах. Слоговая характеристика, отвечающая за регулярность ударений, более всего соответствует ударам сердца, ведь не случайно совпадают слова "ударение и удар". Например, при подсчете регулярности ударений, мы получаем слоговую ритмическую характеристику, выраженную десятичными дробями (0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5) – это означает, что на 10 междуударных интервалов приходится один, два, три и т.д. сбоя. Если представить, что эти сбои приходятся на десять ударов пульса, то легко понять их значимость, ибо первое число говорит о едва ощутимом ритмическом нарушении, второе – настораживает, третье бьет тревогу, четвертое близко к критическому, а пятое несовместимо с жизнью. Если же на десять ударов пульса вы не услышите ни одного нарушения, а на десять безударных интервалов не встретите ни одного слишком длинного или нулевого интервала, то ваше сердце бьется ритмично, а в ритме текста отсутствуют нарушения и его показатель равен нулю. Таким образом, десятичная дробь становится не отвлеченным числом, а вполне конкретным показателем, соизмеримым с ритмом человеческого организма. Подобно ритмичности сердца, выраженной частотой пульса, мы ощущаем ритмичность текста. При подсчете регулярности ударений в русской прозе было установлено, что наиболее ритмичными оказались тексты со слоговой характеристикой 0,1 (из произведений Карамзина, Тургенева, Пришвина и др.), со слоговой характеристикой 0,2 и 0,3 – в произведениях русских писателей 19 века, причем варьирование ритма зависит от многих эмоционально-психологических факторов; показатель 0,4 свидетельствует о сильном физическом напряжении; 0,5 – встречается в редких случаях, такой текст затрудняет озвучивание и поэтому производит тяжелое впечатление. Так, Л. Толстой в повести "Смерть Ивана Ильича" создает тексты, слоговые ритмические характеристики которых возрастают от 0,3 до 0,5 по мере того, как усиливаются физические и душевные страдания умирающего человека. Похоже, что писатель, подобно артисту, настолько принимает на себя переживания своих героев, что его собственное сердце начинает биться соответственно их жизненным переживаниям и их пульсу, и, – как следствие, это отражается в ритме произведения. Слоговая характеристика чутко реагирует на малейшие изменения в человеческих чувствах и ощущениях, описанных в тексте. Обычно об этих состояниях повествователя или героя читатель судит по характеру лексики, фонетики, грамматики и общей тональности текста; при этом роль ритма, незаметная на первый взгляд, оказывается весьма существенной. Пока еще трудно определить, какие семантические факторы, оказывают на ритм особенно сильное влияние. Это может быть фактор психологического настроя, оценки, экспрессивности, волеизъявления, эмоциональности и многого другого, как будто незначительного или случайного. 1. Солнце уже поднялось и раздробленными лучами освещало росистую зелень. Терек бурлил неподалеку в проснувшемся лесу; встречая утро, со всех сторон перекликались фазаны. Три состояния дня передаются разным слоговым ритмом: начало дня – 0,06; середина дня – 0,16; конец дня – 0,23. Эти отрывки отчетливо противопоставлены также по лексике, образному ряду и тональности. Синтагматическая характеристика, на которую впервые обратил внимание А.М. Пешковский, анализируя "Стихотворения в прозе" Тургенева, говорит о выравненности синтагм – речевых шагов. Однако, по сравнению с методом Пешковского, определявшего длину синтагм во всем тексте, наша методика рассматривает величину только соседних синтагм, поскольку нарушение ритма ощущается именно в соседстве разновеликих синтагм. Сравнивая синтагмы с речевыми шагами, мы тем самым находим еще один человеческий фактор в этой проблеме. Этот фактор связан с дыханием. Когда человек говорит или пишет, то можно предположить, что он "дышит синтагмами". Если в тексте нет контрастных по величине синтагм, то ровность дыхания ничем не нарушена. Но стоит только оказаться рядом двум контрастным синтагмам – например, одна в четыре такта, другая в один, – и в речевых шагах происходит сбой: человек словно споткнулся, и его дыхание сбилось. Плавность тургеневских текстов связана с тем, что их синтагматические характеристики в основном стабильно показывают отсутствие таких нарушений и чаще всего представлены нулевым показателем. Для исследования ритма прозы Тургенева мы определили ритмические характеристики в текстах, отмеченных высокой степенью ритмичности. Чтобы по возможности избежать субъективности в отборе таких текстов, мы доверились стилистическому чутью В. Набокова ("Лекции по русской литературе". М.: изд. "Независимая газета", 1994). В лекции, посвященной Тургеневу, он пишет: "Я выбрал лучшие образцы тургеневской прозы. Эти мягко-окрашенные, небольшие зарисовки, до сих пор восхищающие нас, искусно вкраплены в его прозу и больше напоминают акварели" (с. 139)."Пластичность, музыкальность, текучесть тургеневской прозы – лишь одна из причин, принесшей ему молниеносную славу…" (с. 138). 1) Но вот тучка пронеслась, запорхал ветерок, изумрудом и золотом начала переливаться трава… Прилипая друг к дружке, засквозили листья деревьев... Сильный запах поднялся отовсюду. С.= 0,1; К= 0; И= 0,1Как видно, показатели ритма в текстах Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева полностью совпадают. О случайности или закономерности подобных совпадений можно будет судить лишь при наличии большого исследовательского материала, в котором сопоставление ритма будет проведено с учетом сопоставления всех языковых единиц. Однако появление людей в пейзажных "акварелях" ломает ритм. Об этом же пишет и В. Набоков: "Тургенев был не только превосходным пейзажистом, но и умел мастерски рисовать небольшие броские карикатуры, напоминающие зарисовки на стенах английских загородных клубов. Кроме того, Тургенев – первый русский писатель, заметивший игру ломаного солнечного света и светотени при появлении людей. Вспомним цыганку, стоявшую спиною к свету, и "белки глаз", выделявшиеся "серебряными миндалинами" (с. 145). Следующий текст записан таким образом, чтобы его ритмические характеристики были графически выделены и сбои ритма можно было бы не только услышать, но и увидеть. Кроме того, мы надеемся, что такое подробное описание подсчета ритма сможет привлечь молодых исследователей к этой увлекательной работе. Слоговая характеристика (С) легко определяется по безударным интервалам: нарушением ритма считаются интервалы в четыре слога и более, а также нулевые. Синтагматическая (К) характеристика определяется по количеству тактов (ударений) в синтагме (строчке): нарушает ритм контраст более двух тактов. Для подсчета интонационной (И) характеристики введены обозначения интонем: В – восходящая, Н – нисходящая, Р – ровная; нарушает ритм соседство одинаковых интонем. Человек с его подвижной эмоциональностью, с его чувствами и страстями словно нарушает гармоническую стройность природы. Особенно заметно это проявляется в текстах, которые Набоков объединил темой человеческих страстей и которую он открывает словами: "Вскоре Базаров безумно влюбляется". В цитатах, посвященных страсти Базарова, "плавная, тягучая, как мед" тургеневская проза прорывается такими не-тургеневскими ритмами (С=0,3; К=0,2-0,3; И=0,5-0,6), которые придут в русскую литературу только с прозой Л. Толстого, Достоевского и последующих писателей.Р Маша остановилась / – – – – / –
Литература 1. Выготский Л.С. О влиянии речевого ритма на дыхание // Проблемы современной психологии. Л., 1926. |