АЛЬМАНАХ "АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ" 

Выпуск тринадцатый

Единая интонология

Тетрадь шестая
Маргиналии

К.А. Мичурина

Проблема времени как интонологическая проблема

 

Взоне "единого интонологического поля" оказывается и проблема исследования феномена времени, ибо время по своей сути является плодом нашей рефлексии (чувственности) и реальности. Интеллект создает программу исследования Универсума, которая считывается мозгом. Время как внутренний концепт встраивается во внутренний план действий (ВПД) и может быть "озвучено" языковыми средствами.
Концепция мыслетела как "единства пространства и времени" открывает новые горизонты в изучении феномена времени. В рамках этой концепции время может быть представлено как мысль, а пространство как память. Границы времени очерчены соотношением Я (индивидуум) и не-Я (окружающая среда). Понятийные принципы теории времени, равно как и интонологии, лежат на границе нескольких наук.
Несмотря на то, что по своей природе время многомерно, в нашем сознании оно, скорее всего, линейно и воспринимается как прямая линия, направленная от прошлого к будущему. Мысль "дает жизнь" настоящему, которое интуитивно воспринимается как отрезок, будучи на деле "зонным вакуумом" (И.М. Дмитриевский). Сознание очерчивает горизонты времени: горизонт смыслов – прошлое, влияющее на настоящее (в рамках мыслетела может быть подвержено изменению и искажению, что невозможно в реальности); горизонт планирования – настоящее, переходящее в будущее; для сознания настоящее служит своего рода донором будущего.
Мысль оказывается изощреннее реальности: благодаря ей наш мозг становится "машиной времени". Мы можем вернуться в прошлое и даже "подправить" подлинные события, мы можем заглянуть в будущее, строить замыслы и грезить наяву. Оказывается, что человек может управлять временем с помощью биоритмов, настраивая их на различную частоту. Например, йоги достигают "путешествия во времени" (спрессование прошлого, вход в будущее) путем регуляции биоритмов.
Но и на сегодняшний день феномен времени остается научной загадкой. Невольно вспоминаются слова Блаженного Августина: "Что такое время? Кто бы смог объяснить это просто и кратко? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю".
Возможно, современные исследования в области интонологии помогут сделать шаг к разгадке субъективной (преломляющейся в сознании человека) природы времени.