|
|
Всякое живое существо – свободно мыслящее тело, оно
передвигается в пространстве, ориентируется в нем,
питается и защищается. Регулярно воспроизводящиеся
человеческим существом членораздельные звуки, увязывая диффузные звукокомплексы наименований, образуют тонкую материю зарождающегося в нем автономного мыслетела, свободно
мыслящего, мифотворящего и сопряженного с мыслящим телом
данного человеческого существа. Зародившееся в человеческом
существе мыслетело – язык человека. Иначе говоря, язык человека материален; двузвенная структурированная звуковая цепь
последовательно воспроизводимых гортанью и носоглоткой морфонем и радикалов в закономерном развитии (через установленный ряд репликаций / переструктураций) представляет собой
тонкую материю человеческой мысли: ею выстраивается мыслетело языка, приданное мыслящему телу – человека. Связь между
сказываемым и выражаемым, речью в нас и мыслью для нас,
собственно, и постигается нами как нераздельность-неслиянность двух тел. Постигается – прослеживанием межуровневых
корреляций, языкотворчески. Но – по порядку.
С чем имеет дело лингвистика? Что наблюдает исследователь
языка? Рекомое. Оно фиксируется, запоминается, накапливается. Слоится. Какими обстоятельствами обеспечен процесс, или
что предпослано бытованию человеческой речи? Можно вообразить ось с винтовой нарезкой, вокруг которой вращаются отслаивающиеся один от другого треугольники, связывающие/соотносящие между собой пять основных позиций:
1) структура (система) языка
/ мысль,
2) речемыслительная деятельность,
3) речевой материал (совокупность сообщений – массив текстов),
4) внеязыковая действительность,
5) языкотворческая деятельность – метаморфозы
мысли, мыследеятельность (образование систе-
мы языка).
Первоначально треугольники совмещены в одном; внеязыковая действительность отвечает структуре языка, которая, в начале, есть тоже, строго говоря, внеязыковая действительность; при
этом поначалу языкотворческая деятельность совпадает с деятельностью речемыслительной. Треугольник на следующем шаге
расслаивается на два (плоскость языкового поля скручивается,
выгибается), языковая единица оказывается представленной на
двух автономных уровнях: лексико-синтаксическом (234) и морфоносемическом (135). Мы владеем речью на уровне слов и предложений; на уровне грамматически значимых членораздельных
звуков, или морфонем, из которых складываются морфемы, задан
язык. Изначально "язык владеет нами" – так пребываем мы в
сфере речи народной, родной, являющейся достоянием детей,
поэтов, философов. Морфонема на лексико-синтаксическом
уровне мобильна, одинаковые морфонемы встречаются в разных
позициях, в различных разрядах слов и в разных словоформах; в
отличие от морфемы, морфонема связана не со словом, а со
структурой морфоносемического уровня. Синтез, сополагаемый
с морфоносемическим анализом, по существу сводится к реконструкции процесса самозарождения системы языка.
Воссоздается первичный высказывательный комплекс
(ПВК), реконструируется его морфоносемическая структура.
Морфоносемическая структура ПВК определяет иерархическую
организацию грамматических категориальных форм языка; в
конечном счете, к структурной формуле ПВК – неразложимому
лингвистическому конструкту – восходит все категориальное
богатство языка. Ею задаются диалог, предложение, связный
текст. Формула морфоносемической структуры выглядит следующим образом:
[ ( R 1 – f {s} – f k – R 2) <––> (R 3 – f m – f {w} – R 4) ]
В ней обозначены два вида назывных (т.е. описывающих фиксированные, статичные отношения) фраз, заключенные каждый
в свои отдельные круглые скобки: фразы локативные и фразы
квалификативные. R – знаки радикалов: виды имен; {s}, m – местоименные морфонемы, первичные местоимения; k, {w} – предложные морфонемы, первичные предлоги; фигурные скобки
означают набор вариантов. Знак межфразовой оппозиции / цезуры между круглыми скобками – конструктивный компонент в
структуре: глаголообразующее ее средоточие, на месте зияния
(переход, перескок – квант делания). Интонационное единство:
реплика – отклик, тема – рема, тезис – антитезис. Учтен факт
непреложности наблюдения; обязательность позиции наблюдателя во фразах – это решающий в языке формообразующий фактор, обеспечивающий действие механизма переструктурации по
ходу регулярных репликаций морфоносемической структуры
ПВК.
Можно полагать, что процесс языкотворчества погружен в
структурированную среду семантического вакуума – аналога вакуума физического. Возникновению мыслетела языка наверное предшествует пространственно и социально-экономически устроенное
мыслетело родоплеменной организации. Речемыслительный /
языкотворческий процесс протекает на земном ландшафте под
звездным небом и в пространственно и экономически организованном социуме. Речемыслительная деятельность имеет в виду
внеязыковую действительность так же, как языкотворчество – язык. Речь течет, мысль формулируется; мысль "колесит/велосипедит", в речи – пульсирует. Язык человека, усматриваемый как мысль, формулируемая на одном и протекающая на
другом сопряженных автономных уровнях, функционирует как
живой организм. Дальнейшие пояснения – на модифицированном представлении нашей формулы.
Формулу морфоносемической структуры ПВК разметим /
интерпретируем следующим образом:
Точки радикалов – объекты окружающего мира. Радикалы в
формуле ПВК трактуются как диффузные по звучанию образования, именующие эти объекты. Употребляясь в составе звуковых
матриц, в членораздельно означенной синтаксической рамке,
диффузные именования подвергаются уподобляющему звуковому
анализу, унифицируются. Высказывания становятся из гетерогенных гомогенными, возникает однородный поток членораздельной речи. Значение, которое имеют для ее формирования первичные предложные и местоименные составляющие, отводилось в
концепции "четырех элементов" Н.Я. Марра так называемой
кинетической речи. Согласно представлению о структуре первичного высказывательного комплекса, членораздельный звуковой
язык имеет автономное происхождение. На место кинетической
речи выдвигается регулярный набор значимых членораздельных
звуков – рамка, внутри которой развивается членораздельный
анализ первоначально диффузных назывных элементов.
Кинетическая же речь как один из аспектов поведенческой пластики обнаруживается у истоков словесности; сродни жесту – интонация и ряд других универсальных языковых характеристик1.
Корнеслов может складываться искусственно, по ходу работы
описанного механизма, по схожей схеме, с выделением в диффузном звучании радикалов пар морфоносемически уподобляемых звуковых точек, в соответствии с интонационным рисунком,
накладываемым на эти диффузные звучания. Вообще говоря,
формирование корнеслова должно быть включено в стихию хорового мим-действа. Применительно к современности, для воплощения на сцене театра пантомимы, хоровое мим-действо определяется как искусство коллективного чтения. Зрителям заранее
известна литературная основа спектакля, актеры пластически
реализуют внутреннюю форму и интонацию авторского текста,
составляющих его фрагментов (периодов, предложений, слов).
Музыкальное сопровождение тоже не произвольно, а по возможности определяется авторскими подсказками2.
Сформированные в унифицированном предложении членораздельные слова возвращают нас к мысли как таковой, к сокровенно
выражаемой мысли, к загадке таинственных проявлений мыслящего
тела. Посему обратим внимание вот на что. Морфоносемическая
структура нами считывается, речь изустно выписывается.
Родоначальник отечественной традиции лингвистической антропологии протоиерей Герасим Павский так и называл морфонемы: буквами. Если природные объекты объемны, то (естественный же) язык
принципиально двумерен, плосок. Словно нотное письмо по отношению к звучащей музыке; живописное полотно – к натуре: кстати,
ведь и созерцаем мы одни поверхности. Порыв к телесности завершается для языка прорывом к смыслу. И да позволено будет выразиться следующим образом: медитация путеводит из плоской тавтологии речемышления в космологический объем верховодящей
мысли. Мыслящее тело движимо мыслью пространственной; ее языковое осмысление есть бесконечные попытки плоского к постижению мысли – приближения. Чем не основание для простейшего доказательства знаменитой теоремы Ферма? Условие теоремы становится интуитивно схватываемым, чуть ли не очевидным утверждением.
Процесс познания у нас протекает по сути как процесс языкового самопознания, процесс самопознания языка. Это так,
поскольку познающая мысль имеет языковое выражение. И,
таким образом, язык уникально наблюдаем. Он – единственный
из объектов мира, открытый адекватному постижению.
Постижению проницающему. И, как дом Бытия, он есть прозрачное обиталище обитающей в нем Мысли.
Примечания
1 Мелкумян М.Р. (1) Образование системы языка // Сб. "Проблемы структурной
лингвистики. 1972", М.: Наука, 1973. С. 555-563; (2) К обоснованию морфоносемики //Семиодинамика. СПб., 1994. С. 116-130; (3) Язык – время // Пространство и
время: физическое, психологическое, мифологическое. Сборник трудов II
Международной научной конференции 30-31 мая 2003 г. Москва. М., 2004. С. 91-95.
2 В "жанре" хорового мим-действа готовился к постановке в 1977 году в студии
пантомимы Низового спектакль "Э.-Т.-А. Гофман. Крейслериана" в двух частях
(Любовь артиста; Tintinnabuli / Колокольчики – музыка А. Пярта). Оригинальный
сценарный план разрабатывался по заказу студийцев. |
|