1. Ценностная сущность жизненных и культурных явлений выражает утверждение человека в жизни и меру осуществленности человеческой свободы, утверждение, реализуемое в культурно-историческом времени и пространстве. Поэтому каждая эпоха в истории человечества обладает своим ценностным сознанием, проявляющемся в творческой деятельности, в частности и в особенности – в художественном творчестве. Искусство имеет двойную ценностную детерминацию: оно – одновременно и воплощение ценностного сознания, и само представляет собою эстетико-художественную ценность.
2. Ценностный потенциал театра вбирает в себя художественно-ценностные возможности тех искусств, синтезом которых он является – драматической литературы, актерского искусства, музыки и танца, включенных в театральное действие, декоративно-прикладного и изобразительного художественного творчества, оформляющего сценическое пространство по принципам сценографии, и даже архитектуры театрального здания. Театральное творчество стало порождающей моделью таких новых синтетических искусств, как художественного кинематографа и телевизионного искусства.
3. Вместе с тем, художественная ценность театра – не арифметическая сумма ценностного значения других видов искусства, но особая и своеобразная эстетико-художественная ценность. В отличие от тех видов искусства, в которых творческий процесс аккумулируется в законченном произведении, угасая в нем, театр – это демонстрация актерского и режиссерского творчества, свершающегося на глазах зрителя. Притом в театральном искусстве индивидуальное творчество сопрягается с творчеством коллективным (К.С. Станиславский называл театр "коллективным художником"), а индивидуальное зрительское восприятие обусловлено творческой энергетикой всего зрительного зала. Диалог в искусстве театра переходит в искусство диалога сценического образа и театральной публики. Театр – это праздник, который всегда с ним, и поэтому он способен превращать и будние дни в праздник.
4. Притом театр воплощает не только художественные ценности. Через них проявляются также ценности нравственные и социально-политические, творческие и игровые, коммуникативные и воспитательные, познавательные и религиозные. Театр творит публику по своему образу и подобию. По словам Анатолия Васильева, "если театр помещен в этот мир (в этот миф!), для меня тогда возникает смысл, вечный, как вся жизнь, и смысл конечный, как жизнь человека".
5. Ценность театра для жизни общества и личности и обуславливает то, что он зарождается спонтанно у всех народов земли, превращая синкретизм первобытной культуры в театральный синтез искусств, переводя ценности внеэстетические в эстетические и художественные, трансформируя социальные драмы в театральные, магически-религиозные ритуалы и обряды, социализирующие первобытного человека и структурирующие его общественную жизнь, – в выразительные символы сценического действия. И театр современной эпохи способен сохранять в себе архетипические символы прошлых эпох, ценностные символы, суггестивно воздействующие и на нынешнего зрителя и слушателя.
6. Многообразие видов современного театра проявляется в существовании его различных национально-этнических форм, в ориентациях на тот или иной драматический материал различных жанров или режиссерские концепции, существовавшие в прошлом и рождающиеся в новую эпоху. Это многообразие выражает реально существующий ценностный плюрализм. Такой плюрализм, на мой взгляд, не делает равноценным все произведения театрального искусства, но, с другой стороны, степень многообразия его проявлений в обществе – свидетельство демократизма самого общества.
Тоталитарный строй общественной жизни диктует сведение всего художественного богатства к единому ценностному эталону. Театр не только отражает и выражает состояние общества, но и о самом обществе можно судить по состоянию театра. Красота спасет мир, если мир спасет красоту, в том числе и красоту театрального искусства.
|
|