В.А. Косенкова
РЕПЛИКА РЕЖИССЕРА
НА ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА "INTONARE"
Каждая эпоха, каждое время, каждое место, каждая профессия рождают свой речевой фон, интонацию и регистр. Так, после революции в жизни и в литературе бытовал тон агрессивный, обличающий, категорический, и эта голосовая патология сохраняется до сих пор и принимается у нас как официальная.
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
Или:
Уберите Ленина с денег!
Мы спорили, обличали, клеймили, разводились по первому конфликту. И этот эмоциональный регистр господствовал не только у нас – во всех концах света: "рассерженные", "пятидесятники", "битники", "стиляги", "аппаратчики" и т.п. В каждом случае - своя система ценностей, своя культура. Все мы знаем "позывные" тех, кому выпала миссия нести звуковой образ своего времени.
Вертинский, Утесов, Шульженко, Высоцкий, Цой, Гребенщиков породили огромное количество подражателей – так важно было общаться именно на тех волнах. Все знают, все слышат и помнят эти имена: Раневская, Райкин, Папанов, Гарин, Доронина. У каждого из нас свой набор любимых образов-звучаний.
Один из первых, кто противопоставил официальной, пафосной песенной интонации личную, интимную, ставшую знаком, паролем во всем пространстве СССР, был Б. Окуджава. В театральной сфере это были А. Эфрос, отбросивший "номенклатурную" эстетику, и Ю. Любимов, озвучивший в своем театре "диссидентскую" речевую и вокальную атмосферу. В настоящее время это Пугачева, Земфира, Моисеев, Розенбаум и другие. Стоит задуматься, почему появился такой невероятный спрос на пародистов, на гротеск, на "пуповой" юмор, почему ни один официальный праздник не обходится без криминальной интонации.
Счастлив тот спектакль, где в результате оформления коллективных идей и в результате снайперской точности мысли появилась интонация, которую хочется запомнить и повторить. Которая сама по себе – мысль.
Не случайно в нашей творческой жизни появилась такая дисциплина, как "единая интонология", соединяющая древние исследования в этой области с новыми знаниями XXI в. Видимо, пришло время осмыслить интонацию как жизнь человеческой мысли, понять, что не только слово, но и интонация – бессмертны.