АЛЬМАНАХ "АКАДЕМИЧЕСКИЕ ТЕТРАДИ" 

Выпуск 1

 

ГЕРМЕНЕВТИКА И ПОНИМАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Луис Муниз

Эстетика и герменевтика юмора

Я наблюдал, что в комедии лучший актер играет роль шута,
в то время как ничтожный получает роль героя или прекрасного
джентльмена. Таким образом, в этом фарсе жизни умные
люди проводят свое время в веселье, пока дураки лишь серьезны.
Bolingbroke, 1867

На всем протяжении истории культуры юмором часто пренебрегали. Его не рассматривали серьезно. Однако юмор – это творческая активность, подразумевающая критическую направленность. Юмор – особый способ мышления. Важно расширить наш умственный горизонт так, чтобы юмор стал существенной частью нашей духовной жизни.
Искусство юмора и способность смеяться принадлежат к коренным человеческим качествам. Юмор обращается к конкретным познавательным и эмоциональным процессам, к психологическим и поведенческим обстоятельствам. Смех участвует в интерпретации и конструировании реальности.
Существуют различные теоретические подходы к интерпретации смеха1. Среди концепций смеха особо значимы биологическая и эмоциональная. Последняя включает в себя: теории 1) удивления, 2) освобождения и облегчения, 3) психоаналитическую теорию и 4) амбивалентную. В механизме смеха существенны несоответствие, контраст и способность к волевому усилию.
Некоторые полагают, что смех стремится оклеветать, уничтожить достоинство и обескуражить и что только серьезность допустима в культуре. Многие унаследовали такое понимание реальности, которое не допускает возможности комической концепции мира.

1. Общественная ценность смеха

Мир принадлежит смеху, смех принадлежит миру. В мире смеха и в смехе мира заложена надежда для мира. Комическое, утверждает русский эстетик Юрий Борев, казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия.
При объяснении логики смеха мы сталкиваемся с двумя парадоксами. Венгерский мыслитель Кестлер полагает, что смех – деятельность без какой-либо полезной цели, совершенно не связанная с борьбой за выживание. Смех – это уникальный (роскошный!) рефлекс, не имеющий определенной биологической цели2.
Второй парадокс – это различие между природой стимула и юмористическим откликом. По Кестлеру, юмор – область творческой деятельности, где на высоком уровне складывающийся стимул вызывает ответную реакцию на уровне физиологических рефлексов.
Этот роскошный рефлекс играет большую роль в нашем умственном и физическом здоровье. Более того, смех принимает участие в нашей борьбе за выживание и в борьбе с нашими невзгодами. Смех созидает, освобождает, обновляет. Он избавляет нас от страха, сковывающего нашу свободу.
Михаил Бахтин, которого Цветан Тодоров называет "самым известным советским мыслителем в области гуманитарных наук и величайшим теоретиком литературы ХХ века"3, предложил довольно неожиданную интерпретацию смеха и народной культуры. Его работа "Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" требует существенной реконструкции всего нашего художественного и идеологического сознания. У Бахтина мы находим культурное объяснение малоизученной традиции народного юмора и форм смеха в различных сферах человеческого творчества.
Пока египтяне создавали пирамиды, а греки создавали театр, народная культура создала карнавал. Карнавал и праздничный смех играют важнейшую роль в истории смеха.
В эпоху Ренессанса смех стал выражением нового, свободного, критического и исторического облика эпохи.
Официальная средневековая культура характеризуется исключительно серьезными тонами. Серьезность считалась единственным способом выражения правды и вообще всего важного и ценного. Однако смех столь же универсален, как и серьезность. Он несет в себе историю общества и концепцию мира.
Смех всегда противостоял страху. Ренессанс сформировал новую нравственность. Уже в средневековом комизме было предчувствие: грядет победа над страхом. Через смех человек преодолевал страх. Однако в средние века преодолевался только внешний страх. Ренессанс преодолел и внутренний. Народная культура имела цель – перебороть страх, в котором задыхались воображение и чувственность.
Таким образом смех помог людям посмотреть на мир иными глазами, увидеть мир в радостной и светлой перспективе.

2. Смех и карнавал

Карнавал – это ядро народной смеховой культуры. Он расположен на границе между жизнью и искусством, являясь особым миром. Карнавал – жизнь с элементами игры. Во время карнавала игра становится реальной жизнью. Таким образом карнавал – это вторая жизнь человека, построенная на основе смеха. Это веселая жизнь.
Веселье является особенностью всех комических ритуалов и зрелищ средневековья. Праздник – это важная и первичная форма человеческой культуры. Праздник всегда имеет важное смысловое, философское содержание и всегда связан с определенной датой. Кроме того, на всех этапах мирового развития смех особенно громко звучал в моменты социального кризиса. Моменты преодоления смерти, возрождения, выживания, изменения и обновления всегда ведут к радостному восприятию мира. Конкретные формы смеха придавали особенный характер празднествам.
Карнавальный смех обнаруживает три характерные особенности. Во-первых, это веселый и всеобщий смех. Во-вторых, – это универсальный смех, рассматривающий весь мир с точки зрения шутовства. И наконец в-третьих, это смех амбивалентный (смех – веселый и в то же время высмеивающий, направленный на всех и на каждого, в том числе и на самого смеющегося).
Амбивалентный смех выражает точку зрения всего мира, причем смеющийся также принадлежит к этому миру. Это подразумевает становление человеческого существования. Человечество училось не воспринимать слишком серьезно само себя.
Смех порой противопоставляют серьезности. Настоящий амбивалентный, универсальный смех не исключает серьезность, но очищает и завершает ее.

3. Смех и демократия

Смех – это уникальная сила, которая служит людям и обществу. Комедия – это плод цивилизации. Комедия пренебрегает иерархическим разделением людей, отвергает раболепие по отношению к самодовольной власти. По мнению Борева, это сила, которая противостоит всем формам неравенства, гнета, деспотизма и диктата. Мы можем утверждать, что смех антитоталитарен. Легко заметить, что диктаторы боятся смеха больше злобы.
Смех отчетливо демонстрирует свою демократическую ориентацию. Это мощное очищающее общество средство.
Тот, кто не может выразить свой смех свободно, едва ли сможет выразить свободно свои мысли. Смех раскрепощает, он делает нас свободными. Смех разрушает страх, и без него невозможно воспринимать мир реалистически.
Смех – результат сложного процесса. Как слово – кульминация нашей умственной деятельности, так смех – кульминация наших чувств. Смех доставляет нам наслаждение, и не все отдают себе отчет, насколько важны веселье и смех. Юмор стимулирует творческое мышление.
Важно отличать комизм от юмора. Юмор не комизм, это способность оценить комизм.
В 1907 году Луиджи Пиранделло утверждал, что существует путаница в интерпретации юмора: для большинства людей комический писатель тот, кто смешит людей4. Попробуем подробней охарактеризовать юмор.

4. Юмор

Понимание природы юмора предполагает понимание взаимоотношений его элементов. Юмор граничит с остроумием. Чтобы освоить опыт юмора, необходимо проанализировать трагическое и комическое. Комическое отличается от юмористического. Юмор – чувство, способное схватывать противоположности. В юморе важна неожиданность, и замешательство сопровождает восприятие комического объекта. Замешательство возникает, когда мы не знаем, как реагировать на опыт, и оно переносит нас к порогу юмора.
Человек – животное, которое может смеяться, смешить и быть осмеянным. Юмор – это уникальный показатель зрелости людей, очерчивающий границы человеческого мира. Юмор отстаивает в культуре позиции веселья и непредвзятого восприятия жизни.
Однако юмор, утверждает галицийский писатель Фернандес де ла Вега, – это феномен исторических масштабов. Юмор – тень комического. Людям часто более свойствен догматизм, чем юмор. Адекватная теория юмора должна быть открытой фактам искусства и жизни, развивающейся на их основе быстро и легко. Теория юмора должна быть отчасти юмористической и осознавающей, что конкретная реальность неистощима.
Юмор схватывает внутренние противоположности явлений. Юмор заставляет разум изменить взгляды на мир. Юмор – граница и ворота. Ворота, которые открываются снаружи. Главное в юморе – это парадоксы и противоречия. Лишенный чувства юмора не может их воспринять, он воспринимает их как нечто недостойное внимания. Секрет юмора сложно обнаружить, так как наше мышление сконцентрировано на серьезном. Юмор – парадокс серьезного в забавном виде.
Конечно же, юмор – это не только новые точки зрения, это новый взгляд на мир. Этот взгляд позволяет нам осознавать реальность, схватывать контраст, оппозицию, противоположности.

5. Юмор и остроумие

Чувство юмора – это способность оценить присутствие комического в жизни. Комический объект – целый конкретный мир. Юмор соединяет личность с опытом этого мира (больше с фактами, чем с идеями). Юмор (чувство юмора) предполагает умение подметить несоответствие в жизни и умение его оценить. Творческая форма чувства юмора – остроумие. Юмор – умение постичь комическое, остроумие – способность производить его. Остроумие – это талант оценивать жизненные несоответствия, делать комизм, скрыто присутствующий в жизни, очевидным.
Юмор и остроумие вынуждают нас пересмотреть поведение людей как целесообразное. Люди скорее склонны быть остроумными и изобретательными, чем рациональными.
Луиджи Пиранделло рассматривает остроумие и стиль вместе. Для него остроумие – это "душевное внутреннее достоинство, через которое человек ищет то, чего он не узнал от других". Остроумие без индивидуальности – это ненастоящий стиль. Стиль включает в себя личность, ее мышление и эмоции.
Остроумие заставляет нас рассмотреть уже знакомое нам явление под новым углом зрения, в новой перспективе. Остроумие помогает нам понять несоответствия в явлениях жизни, выявляет парадоксы, диссонансы, противоречия, которые существуют в этих явлениях. Юмор – уникален, он отрешается от угрюмо-серьезного и от очевидного и находит в явлении необычные стороны.
Шутки заставляют нас смеяться, потому что мы раскрываем их значение. Теоретики часто трактовали юмор как изолированный феномен и не пытались пролить свет на близкую связь между комическим и трагическим.
Чтобы понять природу юмора, важно осознать его связи с трагическим и комическим. Комедия и трагедия, смех и плач – крайности спектра, в котором находится юмор.

6. Трагическое, комическое и юмор

Юмор обретает свое абсолютное значение внутри спектра, сформированного трагедией и комедией. Невозможно понять юмор вне этого спектра.
Трагическое и комическое – это и реальные эстетические качества специфических конфликтных ситуаций, и различные человеческие реакции на них. Наш ответ на ситуацию – действия, слова или мысли. Если это нормальная ситуация, ответ почти автоматический и у нас нет надобности искать ее значение. Однако если это конфликтная ситуация, первая реакция – недоумение. Затем мы хотим разрешить ситуацию и для этого ищем ее значение. Мы находим, что знакомое и очевидное становится странным. Это уникальное познание: новое познание того, что мы "знаем". Это дверь юмора. Это уникальный человеческий опыт, возникающий из столкновения любопытства и невежества.
Трагическое и комическое – ситуации, которым люди не в состоянии найти адекватный ответ. Однако юмор помогает найти значение таких ситуаций. Трагическое – уникальная ситуация, которую мы не можем контролировать. Оно контролирует нас. Трагическое – ситуация без возможного ответа.
Комическое имеет объективный и субъективный источники. Комический конфликт объективен. Смешное (нелепое) – это не ситуация сама по себе, а уже ответ на нее. Ответ становится парадоксом. Сказанное можно подкрепить примером.
После смерти испанского диктатора Франко появилась вот такая шутка: два пожилых господина прогуливаются по улице:

– Вы не слышали, что Франко умер?
– Что?
– Франко умер.
– Действительно? Ну и что же будет теперь?
– Ну... Я слышал, что придет демократия.
– Что? Демократия? Что это?
– Люди говорят, что при демократии вы можете делать все, что хотите.
– Действительно? А что же будет, если я не захочу?
– Они заставят вас...

Когда появляется объективная комическая ситуация, комическое находится в ней и не имеет выхода. Человек ищет выход из ситуации с помощью смеха, в известном смысле отдаляясь от проблемы, не воспринимая ее всерьез.
Трагическое завершается плачем; комическое – смехом. Плач и смех – единственно возможные ответные реакции, когда мы не можем ответить словами или действиями. Смех и плач возникают тогда, утверждает Фернандес де ла Вега, когда мы не знаем, что делать и что говорить. Нашим ответом становится парадокс. Он выводит нас за порог замешательства.
Улыбка и смех – физиологические компоненты юмора, особо чувствительные к изменению равновесия между спонтанной веселостью и серьезностью людей. Юмор не пытается заставить нас смеяться. Поэтому в юморе необходима ирония, предполагающая нашу самокритику. Юмор – наша борьба за объективное видение самих себя и окружающей жизни.

7. Чувство противоположности (дух противоречия)

Попытка понять природу юмора состоит в поиске противоположностей и раскрытии веселых аспектов жизни. Пиранделло пришел к тому, что юмор – это чувство противоположности. Все имеет себе обратное. Чувство противоположности – это объективность нашей субъективности, наша интерпретация реальности.
Оппозицию "объективность/субъективность" следует понимать в свете аристотелевского определения поэтики как сложного действия, в котором перемена завершается через злоключения и опознавание или через оба сразу. Злоключение – движение ситуации к ее противоположности, опознавание – движение от невежества к знанию.
Пиранделло указывает, что противоречие в юморе никогда не бывает вымышленным, оно – реально, существенно, значимо. Это противоречие возникает из-за несоответствия между жизнью и человеческим идеалом. Такая ситуация повергает нас в замешательство, а затем движет нас к скептицизму и, наконец, к анализу.
Веселое заставляет наши мысли принять особую направленность. В процессе же анализа начинает работать чувство противоположности.
Юмор – творчество, расширяющее человеческую ментальность. В каждой шутке человек находит что-то ново-банальное или глубоко новое – пишет Фрай. Происходит акт обновления, как в карнавале. Юмор расширяет наш опыт, углубляет знание того, что мы "знаем". То, что мы знаем, становится банальным, и юмор ведет нас к новым перспективам, смешное играет с нами, в то время как мы думали, что мы играем с ним.
Смех осуществляет что-то вроде контроля за мыслями. Юмор, по утверждению Фрая, делает нас разными людьми, по-разному видящими мир.
В романе Сервантеса "El Quijote" и в некоторых других книгах юмористическое выражение чувства противоположности достигает фантастических пределов (см. рассказ Пиранделло "Война", новеллу бразильского писателя Machado de Assis "The alienist" или стихи бразильского поэта Саrlos Drummond de Andrade "Противоположность вещей", а также "Чертов словарь", написанный американцем Ambrose Beirce).

8. Карнавал в нашем разуме

Эффект, производимый карнавалом в нашем разуме: 1) он прокладывает пути к свободе, 2) создает комбинации различных эстетических элементов, 3) освобождает от привычных взглядов на мир, от штампов, от всего монотонного и однообразного, 4) актуализирует, по Бахтину, народную смеховую культуру5.
Дух карнавала позволяет по-новому посмотреть на мир, осознать родственную природу всего сущего и "войти" в абсолютно новый порядок вещей.

9. Юмор как альтернатива неудачи

Юмор – самое подходящее средство в борьбе людей со стрессом-разочарованием, спасающее нас от него. Юмор позволяет нам сталкиваться с трудными ситуациями без страха, злости, грусти. Человек, обладающий чувством юмора, способен расширять и сжимать раму, через которую он смотрит на ситуацию. Это формирует творческую гибкость, чувство дистанции по отношению к проблеме и способность смотреть на нее с разных точек зрения. Тем самым ослабляется чувство озабоченности, бессилия, слабости и усиливается объективность нашей субъективности. Юмор сопутствует нашей безопасности.

10. Юмор и эстетика

В своем наивысшем творческом выражении юмор восходит к эстетике, в противном случае юмор воспринимается как плоская шутка.
Чувство юмора, как эстетическое чувство, имеет свои специфические особенности, одна из которых – присутствие высокого эстетического идеала. Иначе юмор, предупреждает Борев, обращается в скептицизм, цинизм, банальность. Чувство юмора – всегда результат эстетически развитого ума.
Комедия – плод развившейся цивилизации. Комическое – дух критики. Комическое в искусстве всегда содержит высокоразвитый критический элемент6. По Бореву, это эмоционально наполненная, эстетическая форма критики, предоставляющая юмористу безграничную возможность играть с предрассудками своего времени.
Альберто Пикколи Genovese опубликовал в Турине книгу "Il comico, l’umore e la fantasia o Teoria del riso come introduzione all’estetica" (1926), где подчеркнул, что юмор, науку и искусство нельзя разъединять. В противном случае невозможно понять место человека в обществе. Юмор есть во всем, что мы делаем, и даже в тех делах, которые мы не делаем. Мы наслаждаемся юмором.

Заключение

Для большинства людей юмор – это всего лишь смех. Однако это не так. Юмор подразумевает творчество, интеллектуальную свободу, свободу воображения. Юмор следует воспринимать всерьез. Он существенный элемент образовательного процесса и творчества, незаменимый компонент человеческого бытия. Юмор – неотъемлемая часть процесса роста пределов наших способностей и реализации нашего потенциала. Юмор обладает эффектом стимулирования умственного развития людей.
Семантику юмора следует постигать через герменевтическую перспективу, учитывая 1) общественную ценность смеха; 2) роль смеха в истории (например, рождение демократической атмосферы и карнавал); 3) структуру юмора; 4) юмор как форму эстетического мышления.
Необходимо изучать и культивировать юмор. Юмор предполагает осознание значения нашего опыта и дает нам мужество творить, невзирая на превратности судьбы. Юмор – контекст нашей жизни. Юмор – это творческий опыт и интеллектуальная свобода с эстетическим участием воображения и эмоциональности.
Юмор ориентирует нас на терпение, смирение и глубокое понимание несовершенства мира.
Неожиданность, присутствующая и в самой структуре комизма, и в самом механизме смеха, обусловлена тем, что в фундаменте комического лежат противоречия. Когда в жизни общества воцаряется догматизм, люди становятся нелепо серьезными. В разуме, проникнутом суровой серьезностью, не остается места комизму.
Задолго до того, как люди открыли лазер, древние греки открыли силу смеха, способного всепроникающим лазерным лучом высветить внутреннюю жизнь общества.

 

Примечания

1 Keith-Spiegel, P. "Early Conceptions of Humor: Varieties and Issues". In Goldstein and McGhee (eds.), The Psychology of Humor. New York: Academic Press. 1972, pp. 3-39. вернуться назад
2 Кестлер утверждает, что сознательные и бессознательные процессы, лежащие в основе художественного новаторства, научного открытия и комедийного вдохновения, – имеют общую модель, которую он называет "бисоциативное мышление". См.: Koestler, A., The Act of Creation. London: Hutchinson, 1964. вернуться назад
3 Todorov, T., Mikhail Bakhtin: The Dialogical Principle. Minneapolis, University of Minnesota Press, 1984. вернуться назад
4 См. Pirandello, L., Ensayos. Madrid, Ediciones Guadarrama, 1968.
Эссе Луиджи Пираделло о юморе впервые было опубликовано впервые в 1907 году. вернуться назад
5 М. Бахтин пишет, что смех очищает от догматизма, нетерпимости и окаменения; он освобождает от фанатизма, педантизма и страха, от дидактизма, наивности и иллюзий, от окаменения значений и от сентиментальности. Смех не допускает унылой серьезности. Он восстанавливает амбивалентность и целостность явлений. Такова функция смеха в историческом развитии культуры. вернуться назад
6 Ю. Борев пишет о том, что комическое в искусстве всегда включает в себя высокоразвитое критическое начало. Смех – эмоционально-насыщенная эстетическая форма критики. Это дает художнику неограниченные возможности бороться весело и серьезно с предрассудками своего времени. Borev J. Aesthetics, M., 1986, p. 76. вернуться назад