Ю.Б. Борев
Сталин. Создатель тоталитарного социализма
1. Особенности характера и характерные особенности
* * *
Княжеский жест. В горах есть такой обычай. Если князь посещает дом крестьянина, отец зовет старшего сына и со словами "Запомни этот день – у нас в доме был князь" дает ему пощечину. В начале революции Сталин скрывался в Петрограде у одного подпольщика. Однажды он надолго остался в доме с сыном хозяина – девятилетним Мишей. Наконец раздался стук в дверь – пришла мать. Мальчик хотел открыть, но Сталин остановил его и ударил по щеке: "Не плачь, Миша, запомни: сегодня с тобой разговаривал Сталин". Рассказывавший мне эту историю Михаил Ромм заключил: безродный Сталин шел в революцию с намерением стать князем. * * * Осенью 1935 года, возвращаясь из Гагры, Сталин заехал в Тбилиси и встретился с матерью. Она спросила: * * * Однажды в Тбилиси кинорежиссер Параджанов столкнулся с группой приезжих, осматривавших почетные захоронения. Стихийно он стал их гидом и, дойдя до могилы Екатерины Георгиевны, сказал: "А вот могила матери деспота. Деспот ни разу здесь не был". * * * На банкете, где были только военные, Сталин сказал Штеменко, что надо расширить круг приглашенных. Штеменко предложил балерин. * * * Игорь Ильинский хотел сыграть Сталина в фильме по моему сценарию "Воскресший из живых" и показывал мне, как бы он трактовал этот образ. Вот Ильинский – Сталин стоит на Мавзолее, у подножья которого плещется людское море. Одна рука заложена за борт кителя. Другой он приветствует людей, но не столько машет им, сколько от них брезгливо отмахивается. Насколько была точна эта интерпретация, я понял спустя много лет, когда Ильинского уже не было в живых, – я узнал, что в ожидании демонстрации трудящихся Сталин бурчал: "Сейчас бараны пойдут". * * * Актриса Людмила Целиковская рассказывала: * * * Дача Сталина в Завидове, близ реки. Однажды его дочь Светлана и ее подруга катались со Сталиным на лодке. Вдруг Сталин перестал грести и задумался. Светлана спросила: "Папа, почему ты такой грустный?" Он ответил: "Жизнь – трудная и грустная штука". * * * Однажды под Новый год Сталин развлекался: сворачивал бумажные трубочки, надевал их на пальцы Поскребышева и поджигал, как новогодние свечи. Поскребышев кусал губы, но не смел сбросить эти трубочки. * * * В три часа ночи в Совете Народных Комиссаров раздался звонок. Говорил Сталин: * * * В 30-х годах на одном из совещаний маленькая Мамлакат – школьница-хлопкороб – подошла к Сталину с приветствием. Он, улыбаясь, взял ее на руки. Тотчас их усыпали цветами, и фотографы сделали десятки снимков. Один из них, названный "Сталин – лучший друг советских детей", обошел всю страну. У этой истории есть изнанка. Держа девочку на руках и ласково улыбаясь, Сталин сказал Берии: "Мемашоре ег тилиани!" Слова вождя, сказанные на незнакомом языке, Мамлакат трепетно хранила в памяти многие годы, а когда стала взрослой, узнала их значение: "Убери эту вшивую!" * * * Сталин переживал: "Несчастный я человек: никому не верю". * * * Охранники сопровождали Сталина в туалет. * * * Был вечер. Окна дачи ярко светились. Сталин пировал со своими соратниками. Заросли вокруг дома тоже были обитаемы: в них сидели голодные и озябшие охранники. Внезапно хлопнула дверь, и на пороге показался вождь. Он сделал несколько шагов в глубь сада и остановился справить малую нужду у куста № 47, под которым, боясь пошевелиться, нес службу охранник... Об этом эпизоде бывший охранник до сих пор рассказывает как о самом замечательном в своей жизни. Его обуревает двойная гордость: профессиональная – здорово замаскировался! – и социальная – САМ меня обо...! * * * Сталин любил смотреть трофей ную пленку о ликвидации генеральского заговора против Гитлера. Особенно ему нравилось, как генералов подвешивали на крюк за ребро. * * * Микоян после ХХ съезда рассказывал в армянском землячестве: * * * Однажды польскому кинорежиссеру Анджею Вайде довелось вместе с Михаилом Роммом просматривать кинодокументы. Случайно механик поставил ролик, в котором по распоряжению какого-то бюрократа были собраны все кадры похорон видных государственных деятелей. Перед потрясенными Вайдой и Роммом поплыли картины: вот Сталин и его соратники несут гроб с телом Кирова, вот Сталин и его соратники несут гроб с телом Горького, вот – гроб с телом Орджоникидзе, Куйбышева, Жданова... Когда-то Гегель задавался вопросом: сколько раз нужно разбрасывать наборный шрифт, чтобы сложилась строчка "Илиады"? Иными словами, может ли случайность создать художественный образ? История с роликом государственных похорон ответила на этот вопрос утвердительно: случайность создала гениальный образ разносчиков смерти. |