Ю.Б. Борев
Николай II. Последний помазанник божий
10. Конец династии
* * *
Один меньшевик предложил: * * * Николай II в феврале 1917 года сетовал: "Вокруг измена, предательство и трусость". * * * За три дня до Февральской революции императрица высказалась так: "Им нужен кнут. Такова славянская натура". * * * Одна надежда на Бога. Николая II удручала "развязная выправка солдат". Императрица успокаивала: нужны терпение, вера и правда – Бог спасет эту несчастную страну. * * * Николай II после отречения стал читать книгу об антихристе и отозвался об этом: "Весьма своевременное чтение". После отречения Николая II Колчак отправил своего флаг-офицера к великому князю Николаю Николаевичу с просьбой занять престол. Когда пришел отказ, Колчак сошел с флагманского корабля и бросил свою георгиевскую саблю в море. * * * В России царь – опасная профессия. За триста лет существования династии Романовых шестнадцать царей умерли насильственной смертью. Так что убийство Николая II – дело для истории обычное. * * * Во время революции немецкий посол Мирбах по поручению кайзера Вильгельма II предложил великой княгине Елизавете Федоровне уехать в Германию. Она ответила: "Я никому ничего дурного не сделала. Пусть будет воля Господня". * * * Дом губернатора в Тобольске после Февральской революции был назван Домом свободы. Заключенными Дома свободы после Октября стали царь и его семья. * * * Охранникам была внушена ненависть к царю. Царская семья, напротив, проявляла христианскую терпимость и доброту. Одна из царевен писала: "И дай покой душе смиренной молиться кротко за врагов". Николай ожидал смерти, но был уверен, что она постигнет его одного. Он просил передать всем, кто ему предан, чтобы не мстили за него, говорил, что всех простил и за всех молится. * * * Рифма истории. Есть своя мистика в том, что династия Романовых началась в 1612 году в Ипатьевском монастыре и закончилась в 1918 году в доме купца Ипатьева. * * * В 20-х годах в доме купца Ипатьева в Екатеринбурге был открыт Дом народного мщения. Скоро его закрыли. * * * Телеграмма из Екатеринбурга в Москву (июль 1918 года): "Передайте Свердлову что все семейство постигла та же участь что и главу официально семья погибнет при эвакуации". * * * 19 июля 1918 года немцы напомнили Ленину, что царица Александра Федоровна – германская принцесса, и потребовали обеспечить ее неприкосновенность. В ответ Радек сообщил немцам о расстреле царя ввиду угрозы захвата Екатеринбурга чехами и бессовестно обещал содействовать передаче германским властям царицы и ее детей. * * * Троцкий не знал о приказе Ленина и Свердлова убить царя и его семью. Он считал, что царь должен предстать перед судом, а семью вообще следует освободить. * * * Последнее желание наследника: когда будут убивать, лишь бы не мучили. * * * Николай II был человеком долга. Долгом своим он считал осуществление и сохранение самодержавной власти и поэтому не сумел проявить гибкость и, ограничив эту власть, спасти монархию в России. * * * Английское правительство поручило своему послу в России договориться с большевиками о выезде царской семьи в Англию, но Милюков посоветовал дипломату не вмешиваться, чтобы не ухудшить ситуацию. * * * Современное объяснение. * * * Достойные похороны – гарантия того, что жизнь имеет цену. Тайно захоронены казненные декабристы – тем самым у них отнята не только жизнь, но и ценность их жизни и посмертная память о них. После Кровавого воскресенья жандармы подбирали на улицах трупы и тайно их хоронили. Так же подло обошлись в Екатеринбурге с телами Романовых, а потом и со всеми погибавшими узниками ГУЛАГа, и с расстрелянными при массовых выступлениях (например, в Новочеркасске и в Будапеште). * * * В доме одного из участников расстрела царской семьи гостей кормили из царской посуды. Другой участник преподнес своей возлюбленной пуховую подушечку императрицы, а еще один своей – перстень. * * * Совместно пролитая кровь – большевистский инструмент морально-политического сплочения людей. * * * Непостоянство. Во время Гражданской войны в Ставрополе шла пьеса местного драматурга. В домик станционного смотрителя, где развивалось действие, врывались то белые, то красные. Смотритель поступал весьма находчиво: с обратной стороны портрета Николая наклеил Маркса и, выглядывая в окно, приказывал жене: "Вертай Николку на Карлу Марлу". Или наоборот. * * * Участники цареубийства решили создать сборник воспоминаний. Сталин запретил издание и велел "вообще помалкивать". * * * Новые неприкасаемые. Сегодня можно вытирать ноги о Маркса и Ленина, но по неписаным правилам общественного мнения нельзя даже сомневаться в царском правительстве. Разрешается поносить советскую действительность, но нельзя сметь критиковать Россию, которую мы потеряли. В вину интеллигенции ставят (не щадя при этом даже великих!) ее критическое отношение к недостаткам своего отечества. Однако ведь, судя по "Медному всаднику" Пушкина, "Шинели" Гоголя, "После бала" Толстого, "Униженным и оскорбленным" Достоевского, "Спать хочется" Чехова, "Очеркам бурсы" Помяловского, "Муму" Тургенева, не все было благополучно в "Российском королевстве". И разве классики золотого века были не правы? Иначе с чего бы многомиллионная царская Россия в одночасье рухнула под ударами кучки большевиков? * * * Мнение Бердяева. В XIX веке вынашивалась в России "идея братства людей и народов". Это русская идея. * * * Историческая перемена. Самодержавие сменилось хамодержавием. * * * Не тем делом заняты. – Революция, а вы Казанский собор реставрируете?! * * * Канонизация. В конце ХХ века Русская Православная Церковь создала специальную комиссию для рассмотрения возможности канонизации Николая II и его семьи. Комиссия три года скрупулезно изучала эту непростую проблему. Святость предполагает три необходимых и достаточных признака: стойко и терпеливо перенесенные муки или мученическая смерть за веру; праведная жизнь; чудеса, сотворенные святым человеком. В первом признаке, разумеется, усомниться невозможно. Однако все сходились на том, что правление Николая II нельзя признать успешным и что особой праведностью он в жизни не отличался. Упоминались Ходынка, проигранная война с Японией, 9 января 1905 года, близость Распутина к царской семье, отречение от престола, из-за которого народ и страна были брошены на произвол судьбы. Чудес, сотворенных Николаем II, никто не знал. Дело осложнялось еще и тем, что Русская Православная Церковь, понимая, что она не имеет права на ошибку, не признала достоверности останков, найденных под Екатеринбургом и захороненных в Петербурге, а между тем канонизация предполагает возможность поклонения святым мощам. Однако, несмотря на эти отягчающие обстоятельства, канонизация состоялась. Церковь отстранилась от политических мотивов, вплетавшихся в проблему канонизации царя и царской семьи. Были учтены и жертвенная кротость, и мученическая кончина, обретшая историческое звучание. Кроме того, было признано наличие чуда: на рубеже нового тысячелетия одно из изображений Николая II стало мироточить (на лике появились слезы). Все это позволило Собору Русской Православной Церкви, несмотря на противоречивость проблемы, единогласно принять решение о причислении лику святых убиенных страстотерпцев царя Николая II, императрицы Александры Федоровны, царевича Алексея и дочерей Ольги, Марии, Татьяны и Анастасии. Это решение открыло возможность сближения, а быть может, и воссоединения двух ветвей Русской Православной Церкви – отечественной и зарубежной, которая еще в 1981 году канонизировала последнего русского царя и его семью. |