БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

Ю.Б. Борев

Власти-мордасти

Путин и неизвестность

4. Интеллигенция и власть

* * *

ПутинФилософ Диоген ел чечевичную похлебку. Философ Аристипп сказал ему:
– Если ты научишься льстить царю, как я, тебе не придется питаться чечевицей.
Диоген ответил:
– А если ты научишься питаться чечевицей, тебе не придется льстить царю.
Российский ученый (доктор наук, профессор, академик) получает сегодня зарплату меньшую, чем дворник. Нет худа без добра: интеллигенцию приучают есть чечевичную похлебку.

* * *

В России политика заменила рок древних греков, фатум древних римлян, карму древних индийцев, судьбу средневекового человека. К моему современнику все радости и беды приходят из газет и с телеэкранов. Политика заменила рок, а СМИ – Гермеса, который приносил от богов вести и трактовал их.

* * *

Печать и ТВ наши отвратительны. Они поняли свободу как возможность хамства, разнузданности, откровенного лоббизма интересов финансовых магнатов, олигархов, бессовестных политиков. С удовольствием смакуя все отрицательное, они не поддерживают ничего мало-мальски доброго, положительного. Ведь в жизни (даже нашей!) всегда есть встречные процессы. Почему бы не заметить не только черное, но и белое? Нет же! Почему-то надо пугать людей, отнимать у них последние надежды и ввергать в беспросветное уныние. А вот после Первой мировой войны, когда Европа была в беде и разорении, европейские журналисты договорились: один день в неделю – только положительная информация!
Все эти отрицательные черты наших современных СМИ вовсе не аргумент, чтобы отнять у прессы свободу. Как верно говорят индусы, невысказанная мысль не делает грядущее счастливее. Однако свободная пресса должна быть гуманна и социально ответственна не по принуждению, а по профессиональному призванию.

* * *

В ХХ веке развились старые и появились новые мощные средства тиражирования и распространения информации (быстрые печатные машины, кино, ТВ, компакт-диски, Интернет), которые стали и средствами распространения художественной литературы. Все это имеет двоякое значение: с одной стороны, вовлечение широких слоев в потребление культуры; с другой – влияние масс с заниженными культурными потребностями на искусство и понижение его общего уровня (об этой опасности предупреждал знаменитый испанский философ Ортега-и-Гассет). Истинному художнику ныне нужно больше творческих усилий, чем ранее, ибо необходимо преодоление засилия "попсы", массовой культуры. Только истинно высокие (а не "раскрученные" при помощи рекламы, тусовок, недобросовестных критических восторгов и премий) произведения способны обеспечить духовную жизнь человечества на достойном уровне.
К сожалению, современная власть не всегда умеет отличить подлинно высокое произведение искусства от умело "раскрученной" подделки.

Читать дальше