На главную страницу

 

Об Академии
Библиотека Академии
Галереи Академии
Альманах <Академические тетради>

ОБЩЕСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭСТЕТИКИ И СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ

 А. Дюрер. Св. Иероним в своей келье. 1514

БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

 

Ю.Б. Борев

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ  ХХ В.,
АРХЕТИПИЧЕСКОЕ И ТЕАТР
(особенности литературы, искусства и эстетики в ХХ в.)

III. Особенности художественного процесса в ХХ в.

1. Традиции
1). Реализм ХХ в. главным образам опирается на предшествующие классические традиции, модернизм – отталкивается от них, постмодернизм – часто отталкивается не только от классики прошлого, но и от модернистских традиций.

2). Прошлое – реальность канувшая в реку времени, ушедшая в Лету. Прошлое, уходя, сопротивляется. Оно исчезает не бесследно, поэтому в новом есть реальная новизна, хотя и не оторванная от традиции. Л. Баткин отмечает, что мы давно не в пушкинской культуре. И не в блоковской. И даже не в мандельштамовской. Но все-таки и в ней, ибо она в нас. Что мы без нее? (См. в интернете Леонид Баткин "О постмодернизме и "постмодернизме". О судьбе ценностей в эпоху после модерна").
ХХ в. – эпоха, когда полно проявились "длинные линии" (термин С. Небольсина) преемственности, т.е. традиции тянутся не только к непосредственным предшественникам, не только привычно идут "через поколение" (через головы "отцов" к "дедам"), но часто тянутся к глубоким историческим пластам культуры (это стало одним из стимулов к открытию явления интертекстуальности). Поэтому не случайно в теории литературы появились юнгианские и мифологические концепции и внедрился в литературоведческую практику термин "архетип".
Архетип – необходимая стремительно развивающейся в ХХ в. культуре оглядка на пошлое. Архетипическое фиксирует, что в культуре нового времени живет предшествующая культура, представляемая типологическими чертами в мыслях, поступках современных героев, своими истоками восходящих к героям прошлого и в первую очередь мифологического прошлого. К ХХ в. накопилась такая огромная историческая традиция культуры, что открылись многовековые традиции, внятно стали видны те особенности персонажей и обстоятельств современных художественных произведений, которые уходят своими корнями в прошлое и даже в мифологическое прошлое культуры человечества. Именно поэтому в эстетике и теории литературы ХХ в. и появилась категория "архетип". Эта категория казалось бы утверждает отсутствие в культуре подлинной новизны. Однако на самом деле архетип фиксирует диалектику нового и традиционного в современной культуре.

3). Линии наследования, векторы художественных взаимодействий не только удлиняются и уходят вглубь веков вплоть до истоков культуры, но и ветвятся. Ветвистость не только кроны культуры, но и ее корней проявляется в том, что европейская культура ХХ в. восходит не только к собственно европейским традициям (традиции средневековой культуры в романах У. Эко), но и к африканским (кубизм Пикассо) и к восточным (повести Ф. Искандера).

4). Современная европейская культура в ее постмодернистской ветви развития – единство разных истоков и разных потоков. Для постмодернизма искусство не имеет твердых канонов, а являет собою живое течение жизни и любая традиция приемлема и любая художественная форма приемлема. Из-за этого сужается поле действия консерватизма и устойчивых традиций в художественном творчестве и его восприятии.
Особенности, объединяющие авангардистские художественные направления: новый взгляд на положение и предназначение человека во вселенной, отказ от ранее установившихся правил и норм, от традиций и условностей, эксперименты в области формы и стиля, поиски новых художественных средств и приемов.

2. Взаимодействия
1). Закончившейся художественная культуры ХХ в. была культурой многоголосья, диалога, синхронного звучания разных голосов, "культура общения культур" (В.С. Библер).

2). Культура ХХ в. – культура многоярусных оппозиций. Так, в культуре звучит утверждение наполненности жизни социальным смыслом:
а) строительство счастливого будущего человечества (социалистический реализм) противостоит
б) идее национального превосходства и господства арийской расы над другими народами (фашизм); и этим двум позициям противостоит
в) социально значимая идея свободы и счастья отдельной личности;
г) а сама эта идея, наполняющая жизнь личности социальным смыслом, противостоит идее абсурдности бытия личности (Ф. Кафка), абсурдности социального бытия в целом (А. Камю), и даже абсурдности космоса (постмодернизм).
Исчезает четкость бинарных оппозиций. Оппозиции обретают многосторонность, объемность (противостояние тому, что слева, тому, что справа, тому, что спереди, тому, что сзади, а также сверху и снизу).

3). Возникает интернет как универсальная культурная память и тотальное средство доставки художественной продукции до реципиента. Технические искусства и средства коммуникации ХХ в. (кино, радио, ТВ) оказали огромное влияние на литературу (появилась, например, радиодрама, в которой работали Дюрренматт, Брехт и др.).
В ХХ в. актуальными искусствами становятся самые массовые: литература, театр, кино, а со второй половины ХХ в. – еще и телевидение, которое становится не только средством информации, но и средством доставки произведений искусства на дом зрителю, а в каких-то случаях новым видом искусства.

4). В философии и эстетике ХIХ в. господствовал позитивизм, что заметно повлияло на художественное творчество Э. Золя и других натуралистов, а также на творчество импрессионистов и особенно пуантилистов. ХХ в. отошел от позитивизма, хотя некоторые его позиции сохранились в сциентизме и повлияли на развитие жанра научно-художественной фантастики.

3. Художественный процесс
1). ХХ в. в художественном развитии человечества – стадия утраченных иллюзий, включающая в себя две художественные эпохи: авангардизм и реализм, которые двигаются не последовательно, а параллельно. Другими словами, в более ранние исторические периоды единое русло художественного процесса разветвилось на два рукава. Такое (и еще большее) ветвление обычно бывает в дельте реки, у ее впадения в океан. Речь идет не о "конце истории" и даже не о "конце истории искусства", не о завершении развития художественной культуры, а о ее приближении к переходу в некое принципиально новое состояние. И возможно, нас действительно ожидает возникновение мирового океана художественной культуры с "теплыми" и "холодными" национальными течениями уже внутри единого океана. Не будем гадать. Подчеркнем лишь еще раз факт раздвоения русла художественного процесса в ХХ в.
Во второй трети XIX в. возникают критический реализм и предмодернизм, с которых начинается раздвоение художественного процесса. Группа художественных направлений (модернизм, неомодернизм, постмодернизм), полагающая, что мир враждебен личности, развивается параллельно другой группе художественных направлений, утверждающих, что выход из несовершенства мира – непротивление злу насилием и самосовершенствование (критический реализм XIX в.); усовершенствование мира насильственными средствами (соцреализм); человек живет в реальности, совмещающей в себе современность и историю, сверхъестественное и обыденное (магический реализм); счастье человека в наполнении духовного мира культурой (психологический реализм); только мысль прокладывает путь личности к добру и очеловечиванию мира (интеллектуальный реализм).

2) В ХХ в. происходит необыкновенно быстрая и бурная смена художественных направлений. Литературный процесс претерпел качественное ускорение. Литература лихорадочно ищет художественную концепцию, разрешающую трудности бытия человека в современном мире.
Художественная реальность в литературе ХХ в. становится мультимногообразной и несет разные концепции мира и личности. Многообразная типология этих концепций обусловливает многообразие художественных направлений эпохи.
Художественное развитие обретает космическую скорость, обеспечивающую преодоление земного притяжения, отрыв от земли и уход в космос метафизической проблематики. Культура нередко движется по траектории, которую сформулировала Анна Ахматова, говоря о своей судьбе:

А я иду своим путем
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

Впрочем, будем иметь в виду, что эта гибельная траектория вывела Ахматову в бессмертие. Не это ли путь культуры?

2). Художественный процесс разветвился. Не в едином русле стало протекать литературное развитие, возникли параллельные процессы. Так появились два параллельных художественных движения: а) модернизм и его продолжение (неомодернизм, постмодернизм) и б) реализм. В каждом из них одновременно и параллельно развивались по несколько художественных направлений: в модернизме – акмеизм, футуризм, примитивизм, а позже – сюрреализм, экспрессионизм, экзистенциализм и т.д.; в реализме – критический реализм, неореализм, социалистический реализм, психологический реализм, интеллектуальный реализм, волшебный (мифологический) реализм. Для ХХ в. характерно (мирное и немирное) сосуществование разных направлений.

3). Выше уже говорилось, что ХХ век – эпоха встречных процессов в действительности, встречные процессы охватывают и культуру, и характерны для сферы сознания, литературы, искусства, эстетики.
Встречным процессом стало засилье массового искусства и одновременное развитие искусства элитарного (эту особенность литературы ХХ в. теоретически осмыслил и отчасти предвосхитил испанский философ Ортега-и-Гассет).
Еще один встречный процесс в литературе и теории литературы ХХ в. связан с проблемой автора. В одних направлениях литературы ХХ в. повышается роль автора и возникает феномен его самовыражения; а в других наблюдается противоположный эффект исчезновения автора, который превращается в "скриптера" (термин Р. Барта), исходящего из того, что сам мир есть текст и его надо лишь записать.
Идеологизация и вмешательство государства в художественный процесс (ленинский принцип партийности, социалистический реализм) находится в оппозиции к встречному процессу – деидеологизации (например, в поп-арте).
Навстречу процессу развития интуитивизма (эстетика А. Бергсона, литературные произведения Тцары и других дадаистов, А. Бретона и других сюрреалистов) шло развитие рационализма (интеллектуальная проза Фриша, эпическая драма-концепция Брехта, а в эстетике и теории литературы структурализм, семиотика, сциентистские концепции).
Национально аморфная космополитическая литература (поп-арт) и строго национальная литература (русская деревенская проза Белова) также представляют собою встречные процессы.

4). Встречные процессы в культуре дополняет перетекание одного в другое, диффузия качеств (например, перетекание фантастического в реальное и реального в фантастическое в прозе Маркеса и у других представителей волшебного реализма).

5). Особую проблему в развитии литературы и литературной теории ХХ в. составляет эмиграция. История человечества полна потрясений и катаклизмов. Не раз люди вынуждены были покидать свои дома и бежать на чужбину, спасаясь от грозящей им опасности. Поэтический отклик на образ гонимого ветром странника живет в стихах Пушкина:

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест.
Весьма мучительное свойство
На многих добровольный крест.

В числе деятелей культуры прошлого, вынуждено живших вне родины были Овидий, Данте, Леонардо да Винчи, Байрон, Шопен, Мицкевич, Оскар Уайльд, Рахманинов и Шаляпин, Дягилев и Барышников, Михаил Чехов, Сикорский... Эмигрантом в Египте был Христос. Эмигрантом в Швейцарии был Ленин.
В ХХ в. эмиграция стала на несколько порядков количественно большей и обрела новое качество. Прошли две мировые войны, цепь революций, региональных конфликтов и войн, государственность и политическое устройство в ряде стран обретали тоталитарные черты (фашизм, сталинизм, макартизм, режим апартеида, полпотовский строй жизни, маодзедуновский режим "культурной революции"). Это вызывало огромные потоки перемещений людских масс, миграций и эмиграций.
Во многих странах в ХХ в. литература раскололась на собственно отечественную и эмигрантскую. У них было много общего (язык, традиции) и были специфические различия. Эмигрантская литература:
а/могла позволить себе открытую критичность и оппозиционность по отношению к строю и порядкам в отечестве;
б/проникнута ностальгическими мотивами, творчество эмигранта всегда имеет хотя бы еле слышный горький привкус ностальгии;
в/была связана с отечественной почвой не непосредственно, а через память и ощущала пространственный и временной отрыв от современной народной жизни;
г/ остро чувствовала и предугадывала исторические перемены на родине);
д/ творчество эмигранта склонно к двуязычию и к бикультурности (например, В. Набоков) или по крайней мере к обогащению языка творчества вторым языком и второй культурой (культурой страны пребывания);
е/творчество эмигранта – видение своей Родины изнутри и извне, объемное видение мира с двух точек (из точки исхода и точки нового житья);
ж/ эмиграция создает мост между странами, народами, культурами. На существенную особенность эмигрантской литературы обращал внимание Поплавский: "Надо жить безысходно. Надо обжить безысходность. В этом суть эмигрантской литературы".
Культурный потенциал эмиграции ХХ в. огромен. К немецкой эмигрантской литературе относились Ст. Цвейг, А. Зегерс, Б. Брехт. Русская эмигрантская литература была украшена яркими именами: Бунин, Куприн, Ходасевич, Бальмонт, Б. Зайцев, Мережковский, З. Гиппиус, Г. Газданов, В. Некрасов. А. Галич, С. Довлатов. Все они (кроме Куприна) умерли в эмиграции. Не осуществилось "Когда я вернусь" (или осуществилось посмертно – творчеством), но важно, что они жили с этим чувством непременного возвращения.
Эмигрант обычно стремиться обрести гражданство другой страны и часто преуспевает в этом стремлении. И честь, а порою и присяга требуют от нового гражданина верности его новой родине. Достоинство же эмигранта – в верности отечественной культуре, в благодарной памяти о ней, в активном желании блага своей Родине, в сострадании ее бедам. Достоинство Родины в признании своего блудного сына, в терпимости к нему. Ведь его сердце всегда остается на Родине и возвращается на свою землю, как сердце Шопена.
Эмигрантская сфера социальной жизни в ХХ в. стала столь обширной и значимой, что возникла потребность в ее изучении. Рождается новая наука ХХ в. – эмигрантология.
Сталинский взгляд на эмиграцию как на предательство родины видит в человеке раба, заведомо являющегося собственностью государства-рабовладельца. Человек мыслится приписанным к недвижимости.
Потоки (волны) эмиграции имеют глубинные исторические причины. Так из России в ХХ в. было три главных волны эмиграции: а) послереволюционная – людей не принявших революцию; б) послевоенная – перемещенных во время войны людей, опасающихся вернуться на Родину; в) постсоветская, начавшаяся еще на закате советского периода и продолжившаяся в перестроечный и постперестроечный периоды.
Эмигрантология – наука о типе человека, становящегося субъектом процесса эмиграции. Эмигранты живут по одной из трех моделей: а) ностальгической, сохраняющей традиции покинутой родины, б) космополитической, вбирающей в себя особенности цивилизации ХХ века и уходящей в будущее, в) адаптируясь в новую действительность новой родины. Все эти три модели присущи и писателям-эмигрантам.
Эмигрант – человек, живущий вдали от родины, но не потерявший с ней внутренней связи. Это трагическая личность. Эмигрант не отверженный, не отщепенец, не предатель родины. Он блудный сын отечества. Он мост, соединяющий культуру своей родины и культуру страны, которая дала ему пристанище. Как изотоп, эмигрант выявляет в культурном процессе наиболее значимые моменты.
Эмигрантология – наука об условиях и особенностях жизни человека на чужбине, о процессе вживания эмигранта в новую для него социальную среду. Покинутое пространство обретает свойство времени – оно необратимо, невозвратно, ибо, если эмигрант возвращается, он возвращается в изменившееся отечество, способное его принять, возвращается в другую страну.
Эмигрантология – наука о творчестве эмигранта, о характерных особенностях этого творчества.
Эмигрантология – наука о потоках и направлениях эмиграции. Эмиграцию творят несчастье и надежда. Эмигрантология – наука об эмиграции, как особом отъезде на постоянное жительство в другую страну и оставлении Родины как неблагополучную в политическом и/или экономическом, общекультурном отношении. Я говорю об особом отъезде, ибо не всякий человек, покинувший родные края – эмигрант. Англичанин уехавший в Америку или Индию не становится эмигрантом. Россиянин, переехавший на самостийную Украину, – не эмигрант, а уехавший в Англию, Францию или США – эмигрант. Уехавший из счастливой страны не становится эмигрантом – он всего лишь человек, поменявший место жительства. Ни С. Моэм, ни Э. Xемингуэй, ни А. Швейцер эмигрантами не были, хотя большую часть своей жизни они провели вне своего Отечества. А вот А. Эйнштейн был эмигрантом из Германии.
Западный человек может на десятилетия уехать из Англии в США или из Америки во Францию и ни минуты не чувствовать себя эмигрантом. Он всегда может на неделю, на год или на всю оставшуюся жизнь вернуться на Родину. Для этого нет никаких политических, бюрократических, экономических препятствий.
Свобода отъезда и возвращения лишает покинувшего родину англичанина или француза статуса эмигранта. Речь идет не только о политической, но и экономической свободе и о возможности, не меняя типа и уровня жизни, вернутся и жить на Родине. Не всякий, переменивший страну жительства – эмигрант. Все зависит от того, откуда и куда, кто и почему переезжает. Сегодня для европейца отъезд из родной страны даже на годы не эмиграция, а переезд с места на место, включающий трудности адаптации. И не более того. Но во времена Французской революции уехавшие из Франции становились эмигрантами (мадам де Сталь, например).
Сегодня уже много случаев возвращения выехавших из России ее граждан вновь в Россию: это и А. Солженицын, и М. Ростропович. Скоро, наверное появится новый вопрос в анкете. "Бывали ли вы за границей и если вернулись, то почему?" На эту тему есть анекдот:
В море встречаются два корабля. Один везет евреев из СССР в Израиль, другой – из Израиля в СССР. Пассажиры обоих кораблей высыпали на палубу и крутят пальцем у виска. Иностранный турист спрашивает:
– Это что, национальное приветствие?
Некоторые россияне сегодня уже живут и работают какое-то время в России, а какое-то за рубежом: Майя Плисецкая, Родион Щедрин, Спиваков...
Положение нормализуется... И все же русский, еврей, армянин или немец, выехавший из России на Запад, все еще эмигранты и таковыми пребудут до конца своих дней. Расставание с Россией для многих уехавших – это трагическое расставание. Однако видеть в эмигранте героя столь же глупо, как видеть в нем предателя. Странные комплексы рождают сегодня у некоторых россиян, живущих в России, – ощущение неполноценности, а у некоторых эмигрантов и того глупее – чувство превосходства. И то и другое – ошибочно.
Большую роль в ХХ в. сыграли эмигранты и в создании литературоведческих теоретических и методологических идей. Так русские послереволюционные эмигранты в Чехословакии создали Пражский лингвистический кружок, разработавший важные языковые проблемы литературы и основные постулаты и принципы структурализма. Работы С. Трубецкого и других членов этого кружка оказали влияние на развитие структурализма во Франции – на Ю. Кристеву, Ц. Тодорова (кстати сказать, эмигрантов из Болгарии), на Р. Барта и др., на тартускую школу Ю. Лотмана, на развитие англо-американской "новой критики".

6). Н. Балашов выявил закономерность: в процессе развития искусства на первый план выходит то изобразительность, то выразительность. Балашов отмечает, что ХХ в. – эпоха приоритета выразительности.

7). ХХ в. – эпоха утраченных иллюзий и потерянных надежд – именно такова генеральная глобальная концепция бытия, разрабатываемая, утверждаемая и варьируемая разными художественными направлениями. Лучшие умы XIX столетия (Диккенс, Бальзак, Стендаль, Толстой, Достоевский, Гегель, Маркс) критиковали несовершенство буржуазного мироустройства. Поначалу Октябрьская революция и строительство социализма дали известную надежду на то, что человечество нашло новую более совершенную и более справедливую форму существования. И эту надежду обрели не только полуграмотные конармейцы, но и многие высшие интеллектуалы запада. Однако постепенно многими (одними раньше, другими позже) была осознана утопичность и несостоятельность того пути, который был предложен человечеству Октябрем. Иллюзии были утрачены, надежды потеряны. На это у одних ушли месяцы, у других годы, у третьих десятилетия, у многих – все столетие. Однако литература и искусство, обладающие сейсмической сверхчувствительностью, часто не осознав все аспекты исторического процесса до конца, выдвинули глобальную, охватившую почти все направления художественную концепцию: утрата иллюзий и потеря надежд.

8). ХХ в. оказался самокритичным. Культура ХХ столетия испытывала комплекс неполноценности и не случайно полагала, что золотой век в прошлом (ХIХ в.). Эти особенности сознания эпохи проявились и в литературе. Если самосознание культуры некоторых прошлых эпох обозначало эти эпохи лестными понятиями "Ренессанс" ("Возрождение"), "Просвещение", "романтизм", то ХХ в., лишенный нарцисизма, устами своих деятелей называл себя "железным" (А. Ахматова), "век волкодав" (О. Мандельштам).
9). ХХ в. – эпоха усталости от культуры. Культура в какие-то моменты своего развития склонна отрицать себя. Так, один из аспектов художественной концепции "Дон Кихота" М. Сервантеса связан с сопоставлением, а порою и предпочтением практического народного сознания Санчо Пансы основанному на культурной традиции книжному сознанию Дон Кихота. В ХХ в. усталость от культуры повторилась (последнее сказалось и в знаменитой трамвайной реплике "А еще шляпу надел!", и в погружении литературы в народную, отдаленную от традиционной культуры среду в романах М. Шолохова, А. Платонова, У. Фолкнера, и в то ироничном, то в хулигански-негативном отношении к культуре, которую считали ответственной за мировые войны и революции ХХ в. (такой взгляд на культуру дал себя знать в дадаизме, сюрреализме, футуризме и ряде других художественных направлений).

10). В культуру пришло ощущение ее бездонности и невозможности ее освоения личностью, даже если она посвятит потреблению искусства всю свою жизнь полностью.
При этом убыстряется процесс накопления все новых и новых художественных богатств, непрерывно создаваемых человечеством. Скорость этого накопления растет. "Куча" (из зеноновской апории) становится горой.

11). Еще одна общая особенность всех направлений авангардизма – опора на разные национальные традиции (в том числе и на неожиданные и экзотические). Так например, В. Мириманов показал воздействие негритянского искусства на Пабло Пикассо и возникновение кубизма.

12). Особенность авангардизма: заострение в образе одной из составляющих его сторон обычно уравновешенных (так натурализм заостряет объективное начало и свертывает субъективное, сюрреализм – наоборот).

13). Постмодернизм определяет множество непредсказуемых факторов. Постмодернистская цивилизация живет по принципам: а) максимальное использование природы; б) свобода и равенство всех перед законом; в) государственное регулирование жизни; г) свобода религиозных верований в рамках устойчивых конфессий.
Ныне творит искусство свободный человек, окунувшийся в многообразие бытия, отвергающий все и всякие нормы, каноны, правила, но не нарушающий при этом никаких государственных установлений (иначе рискующий столкнуться с хорошо отлаженной железной структурой государства). Это приводит западную культуру к отрицанию иерархии культурных ценностей.
Провозглашается недопустимость насильственного вмешательства в творческий процесс и даже во внешний вид человека. Ренессансный лозунг "Делай что хочешь" повторяется в переформулированном виде и теперь звучит: "Твори как хочешь" (отсюда хеппенинг и произведения концептуализма) или "Одевайся как хочешь" (отсюда "мода" хиппи и битников, прически панков и т.д.).
Демократический принцип равенства становится иллюзорно-утопическим идеалом культуры. Возникают протестные акции против неравенства и глобализации (характерны выступления против политики Всемирной торговой организации и других мировых экономических структур).
В ХIХ в. и начале ХХ в. США представлялись в виде тигля, переплавляющего национально, социально, культурно разнородных людей в единую нацию. В последнюю четверть ХХ в., в эпоху постмодернизма мир предстает как взвесь, как протоплазма, не имеющая четкой организации (кроме отрегулированной системы порядка). Любые меньшинства могут сохранять свою самобытность и претендовать на равноправие. Любое структурирование и упорядочение отменяются (имеют место даже протесты против грамматики, как чуждого свободе личности насильственного насаждения организации речи: мол, не я придумал эти правила, почему я им должен следовать). Последнее рифмуется с такими культурными явлениями начала ХХ в. как "ничевоки", дадаисты и т.п. Соответственно, художественное творчество продуцирует мультикультурную взвесь, амёбообразный субстрат.
Постмодернизм – реакция на модернизм первой половины ХХ в. и на деление на передовые и отсталые формы жизни и творчества. Постмодернизм – рефлексия ощущения катастрофичности истории и реакция на чувство конца истории. Возникает представление о конце искусства и в логике постмодернизма. Эти постмодернистские представления рифмуются с концепцией Гегеля, предсказывавшего конец художественного сознания и наступление эпохи чистого философствования.

14) В "третьем мире", среди стран раннее колониальных в ХХ в. произошли огромные изменения в политической, экономической и культурной сферах. Литература в начале века находившаяся в (Африке, например) на фольклорной дописьменной стадии к концу века достигла общемирового уровня и вошла в процесс развития мировой литературы как ее составная часть.
Некоторые из перечисленных выше особенностей литературы ХХ в. отмечались и в литературе других эпох, но не в столь острой, или не в столь концентрированной, или не в столь обязательной (закономерной) форме. Это дает право считать перечисленные особенности специфическими чертами литературы ХХ в.

Вернуться в Оглавление доклада