БИБЛИОТЕКА АКАДЕМИИ

Николай Иванович Балашов

КОЛКИЙ БОМАРШЕ

 

"Колкий" – так Пушкин в стихотворении "К вельможе" назвал Бомарше. Он первоначально написал "блестящий Бомарше", затем – "милый Бомарше", но остановился на слове "колкий", потому что "блестящий" и "милый" Бомарше замечателен прежде всего остротой, "колкостью" своих разивших феодализм произведений.
Бомарше родился 225 лет назад, 24 января 1732 года, в семье парижского часовщика Карона. Молодой Пьер Огюстен Карон, будущий писатель, выдвинулся, усовершенствовав устройство часов. Приглашенный ко двору, он ухитрился преподавать музыку дочерям Людовика XV. Придворные связи позволили Карону стать компаньоном одного финансиста и купить право на дворянскую фамилию де Бомарше. "Никто не осмелится, – иронически говорил он сам, – оспаривать мое дворянство: ведь в кармане у меня лежит квитанция!"
После смерти компаньона Бомарше его недобросовестный титулованный наследник затеял процесс, угрожавший будущему писателю полным разорением. Бомарше вынужден был вести этот процесс, находясь в тюрьме, куда он был отправлен без суда по требованию глумившегося над ним герцога де Шон. Бомарше проиграл процесс. Оставался один выход – вынести дело за стены неправого официального суда, обратиться к суду народа. И вот Бомарше в четырех "Памятных записках" рассказывает общественности о злополучном течении своего судебного дела. Значение "Записок" выходило далеко за рамки отдельного случая. Простым, доступным языком, смело и образно раскрывалась в "Записках" порочность всей системы тогдашнего судопроизводства.
Еще в шестидесятые годы Бомарше писал для театра. В ходе борьбы с феодальным произволом его литературный талант вырос, и он создал свои знаменитые комедии "Севильский цирюльник" (1775) и "Женитьба Фигаро" (1781). Но в последние годы своей жизни (Бомарше умер в 1799 году) писатель  начал отставать от века; выявилась ограниченность его взглядов, и творческая активность писателя спала: он не мог понять и выразить суровую героику революции.
"Женитьба Фигаро" – вершина творчества Бомарше. Жизнерадостность и здравомыслие французского народа соединились в пьесе с историческим оптимизмом и беспощадным остроумием просветителей. Постановка этой комедии, осуществленная после трех лет упорной борьбы, показала, что королевской власти больше не под силу контролировать положение в стране. Пусть действие "Женитьбы Фигаро" якобы происходило в Испании, всем было ясно, что комедия показывала нелепость и гнилость всего феодального уклада Франции и с непочтительным веселым смехом провожала его на свалку истории.
Цельные, полные жизнерадостного порыва комедии Бомарше как бы сами просились на музыку. На тему "Севильского цирюльника" было написано несколько опер, из которых особенно известна созданная после смерти Бомарше опера Россини (1816). Еще более замечательной была музыкальная судьба "Женитьбы Фигаро", по которой в 1786 году написал оперу Моцарт. Соединенные с музыкой Россини и Моцарта, комедии Бомарше пользуются неизменной любовью слушателя и зрителя.

 

Статья была впервые опубликована в журнале "Огонек", № 4, январь 1957 г.