АКАДЕМИКИ AD AETERNUM

Юрий Борисович Борев
(1925-2019)

 

Памяти Ренессансного человека Юрия Борева

Юрий Борисович Борев, наш замечательный современник, один из самых значительных философов-эстетиков ХХ века, скончался в Москве 31 июля. Поражает список профессиональных занятий этого учёного-творца, чья разносторонняя деятельность вполне сопоставима с деятельностью неутомимых титанов Возрождения. Литератор, критик, прозаик, доктор филологических наук, заведующий отделом теории ИМЛИ РАН, профессор Академии архитектуры Московского архитектурного института, действительный член Международной ассоциации эстетиков, академик и президент Независимой академии эстетики и свободных искусств. Член Союза писателей и Союза кинематографистов России. Главный редактор журнала "Академические тетради". Академик Нью-Йоркской академии наук, почётный член Российской Академии художеств.
Юрий Борев родился 28 мая 1925 г. В 1945 году окончил Литературный институт в Москве. В 1947 стал участником Всесоюзного совещания молодых писателей. Учился в Московском авиационном институте. С 1956 года работал в Институте мировой литературы АН СССР (ИМЛИ РАН), где около 10 лет заведовал отделом теории литературы. Получил профессиональное признание своими трудами по эстетике, концепции личности в искусстве. Исследователь и собиратель фольклора. Автор более 1000 научных статей и 50 монографий по проблемам эстетики, культурологии, теории и истории искусства и литературы, методологии критики, семиотики и герменевтики искусства, рецептивной эстетики, риторики, поэтики, аксиологии на 43 языках.
Автор множества произведений, начиная от монографии "Эстетика", которая была издана 23 раза, общим тиражом более 1 млн экземпляров, и заканчивая весёлыми и остроумными "Сталиниадой" и "Кратким курсом истории XX века в анекдотах, частушках и т.д.".
Последней, итоговой научной работой Ю. Борева стала изданная в 2015 г. фундаментальная "Энциклопедия эстетики. Теории литературы и теории искусства", объёмом свыше 50 печатных листов, богато иллюстрированная и поражающая полнотой, содержательностью и верностью раскрытия терминологии и понятий эстетики, теории литературы и искусства. Энциклопедий у нас достаточно, но данный фолиант уникален во многих отношениях не только по универсальности охвата материала, но и по глубине и форме его раскрытия. Многоплановое толкование основных понятий даёт представление об их истории и многообразии научных теорий, ни в одной энциклопедии мира ничего подобного нет. Это новаторская форма самой энциклопедической информации. Кроме того, даются сведения об этимологии термина, о том, когда и кем он введён, об основной сфере его применения. Прекрасно подобранные обильные цветные иллюстрации помогают связать научную интерпретацию с художественной практикой и более глубоким пониманием произведений искусства. Читатель будет поражён, что такой монументальный труд создан одним человеком. По существу, для этого понадобился бы целый научный институт. Конечно, фундаментом для такого уникального издания явился весь творческий путь Борева и его многолетняя работа над энциклопедией, венчающая этот творческий путь…
Символично, что Борев ушёл из жизни под звуки божественной музыки Моцарта, который был им так любим. Солнечного, праздничного создателя чудесных гармоний из Зальцбурга можно с полным правом назвать Ренессансным по духу, облекшим в музыкальную форму высокие идеи гуманизма и утвердившим силу человеческого гения. И вся жизнь Юрия Борисовича Борева, настоящего подвижника мировой культуры, служит ярким примером Возрожденческой универсальности и исключительной требовательности к созданию высоких образцов подлинного искусства.

Е.Л. Скворцова, д. филос. наук,
ведущий научный сотрудник отдела сравнительного
культуроведения Института востоковедения РАН

Т.Я. Радионова, канд. филос. наук,
президент Общественной академии эстетики и свободных искусств


* * *

С кончиной Юрия Борисовича Борева, с которым у меня было длительное общение, ушла в прошлое целая эпоха. Главное в ней – открытие после десятилетий тоталитарного режима эстетического чувства как слагаемого целого мировосприятия, которое мы в последние годы утрачиваем. Это открытие проявилось в самых разных формах – в искусстве, восприятии мира, в ценности человеческой жизни, в осмыслении прошлого, в поэзии, в дизайне, но, в том числе, и в науке, гуманитарной науке. Это и характеризует оттепель. В этом и начало проявляться то "человеческое лицо", которого так не хватало строителям социализма. Юрий Борисович – один из тех, кто несколько десятилетий представлял возрождающуюся эстетику как одну из гуманитарных наук. Он – один из многих мыслителей, образующих "могучую кучку" в эстетической сфере и утверждающих новый стиль жизни. Несколько поколений вчитывались в его сочинения. Такое ощущение, что он был последним уходящим из этой "могучей кучки". Ныне эстетика как наука и вообще вся эстетическая сфера переживает не лучшее время. Будем надеяться – это не навсегда. Ведь история России постоянно воспроизводит ситуацию оттепели, которая и сделала возможным эстетический ренессанс.
Будем помнить Юрия Борисовича.

Н.А. Хренов, д. филос. наук, профессор ГИИ,
член Общественной академии эстетики и свободных искусств

* * *

Очен тјажело понјат что наш пријатељу, професор, авторитет русској и мировој науки Јуриј Борев оставил етот мир. Но, Борев не пошел далеко, он направилсја на новују встречу со своими читателјами, которие от его получили красивиј подарок: умние слова его произведениј. Ето будет и новаја встреча с читателјами из Сербији, пријател которој Борев стал тогда когда сербскому народу било очен тјажело.

Милослав Шутыч, д. фил. наук, профессор (Сербия),
член Общественной академии эстетики и свободных искусств

* * *

Юрий Борисович Борев из жизни этой ушел. И навсегда, как уйдут следующие, и как я уйду. Только он оставил после себя память великую, а про других я пока сомневаюсь, да и про себя самого не знаю. Память в книгах, им сочиненных, в смыслах, нам подаренных, память в близких, друзьях и родных, память в добрейшем нраве и превосходном юморе, память в долгой жизни, память в Академии независимых икусств, четверть века тому им созданной. Великий и скромный старец и философ ушел навсегда! В иной светлый путь! Вечная память!

Анатолий Васильев, театральный режиссер, сценарист, писатель,
член Общественной академии эстетики и свободных искусств

* * *

31 июля 2019 года в Москве на 95-м году жизни скончался Юрий Борисович Борев, советский и российский литератор, критик, прозаик, доктор филологических наук, экс-исполняющий обязанности заведующего отделом теории ИМЛИ РАН, президент Независимой академии эстетики и свободных искусств. Член Московской городской организации Союза писателей России и Союза кинематографистов. Главный редактор журнала "Академические тетради". Почётный член РАХ. Автор более 550 научных статей и около 50 монографий по проблемам эстетики, культурологии, теории и истории искусства и литературы, методологии критики, семиотики и герменевтики искусства, рецептивной эстетики, риторики, поэтики, аксиологии.
Юрий Борев родился в Харькове в 1925 году. В 1945 году окончил Литературный институт в Москве. Как пишет Борев в "Автобиографии", его учителями были эстетик В.Ф. Асмус, логик П.С. Попов, философ М.А. Дынник, лингвист А.А. Реформатский, фольклорист С.К. Шамбинаго. В 1947 году стал участником Всесоюзного совещания молодых писателей. Учился в Московском авиационном институте. С 1956 года работает в Институте мировой литературы АН СССР (ИМЛИ РАН), где около 10 лет заведовал отделом теории литературы. Получил профессиональное признание своими трудами по эстетике, концепции личности в искусстве. Исследователь и собиратель фольклора. Ввёл в обиход термин "интеллигентский фольклор". Юрий Борев так обосновал свой термин: "В тоталитарных обществах, где интеллигенция не могла доверить бумаге свой жизненный опыт, возник целый пласт культуры – интеллигентский фольклор, дающий альтернативную по отношению к созданной документами картину истории".
Борев написал 50 монографий по проблемам эстетики, культурологии, истории искусства и литературы. Его книга "Эстетика" переиздавалась более 20 раз на русском и 16 других языках мира. Автор известной книги "Сталиниада". Впервые она появилась в самиздате в начале 1960-х годов. Первое издание книги в СССР вышло в 1990 году, затем она переиздавалась семь раз на разных языках тиражом около 20 миллионов экземпляров.

Николай Подосокорский, публицист,
литературный критик, культуролог, литературовед

* * *

Царствие Небесное выдающемуся гражданину нашего Отечества, человеку огромного таланта и масштаба. Вечная память.

Юрий Кекшин, поэт

* * *

Уйдя из жизни в преклонном возрасте, академик Юрий Борисович Борев намекнул нам, что эстетика устанавливает непреходящие ценности, для которых время не властно считать что-то устаревшим или необязательным. Ученый призвал нас к постоянному, ответственному анализу художественного мышления и к свободному осознанию культуры, противостоящей атаке со стороны бескультурья и агрессивного хамства. Борев был истовым борцом за утверждение классического наследия, обосновывая в каждом своем выступлении – печатном или устном – гуманистические принципы как опорный фундамент всех видов и форм искусства – будь то литература или живопись, театр или кино, дизайн или архитектура… Вклад Борева в исторически сложившиеся оценки и мнения – пример служения Высшему, столь необходимый для нас, живущих во времена, когда «гламур», «попса», мода, всякие «ментовские сериалы» и прочие проявления пустоты и «псевдятины» служат коммерциализации художественных изъявлений и всеобщему одичанию.
Юрий Борисович, можно сказать, отдал жизнь на поддержку всего живого и честного в искусстве в противовес мертвечине и фальши. Как гражданин своей страны он был умным собирателем уникального, так называемого «интеллигентского фольклора», что безусловно характеризует его как ярого противника омерзительной сталинщины и делает его труд невероятно востребованным, актуальным особенно сегодня. Это память и одновременно напоминание о том, что трагикомедия – наилучший жанр, когда любое «тысячелетье на дворе».

Марк Розовский, театральный режиссер, сценарист,
художественный руководитель театра "У Никитских ворот",
академик Общественной академии эстетики и свободных искусств

* * *

Скорбная весть о кончине профессора Юрия Борева с болью в сердце была встречена деятелями науки, многочисленными почитателями его огромного таланта ученого, внесшего огромный вклад в развитие не только литературной, эстетической мысли, но и гуманитарного сознания в целом, его воспитанниками, друзьями.
Начиная с 60-х годов, Юрий Борисович Борев имеет видные заслуги и в развитии теоретико-эстетической мысли Азербайджана. В серьезных исследованиях азербайджанских литературоведов, философов, искусствоведов, апеллирующих к творчеству ученых с мировым именем, Юрий Борев, как правило, занимает одно из приоритетных мест. Не случайно, его «Эстетика», изданная в различных странах мира, сыгравшая исключительную роль в развитии эстетической науки XX века, выдержала в Азербайджане два издания высоким тиражом по государственной линии.
Юрий Борисович был одним из ученых, талантливо сочетавших позитивный исторический опыт литературно-эстетической мысли с проблематикой современной гуманитарной мысли, что позволило ему привнести в науку новаторские концепции.
Мне также посчастливилось быть одним из его воспитанников. В 1977 г. я был командирован в качестве стажера в ИМЛИ им. М. Горького. Ссылаясь на рекомендации коллег из Баку, я обратился к Юрию Борисовичу с просьбой быть моим научным руководителем. В то время его труды по проблемам художественного метода, эстетических категорий трагического и комического обрели широкую известность, в том числе имели серьезное влияние на литературно-теоретическую мысль Азербайджана. Он выслушал меня и со свойственной ему культурой истинного интеллигента дал свое согласие. Ю. Борев внес определенные коррективы в название темы диссертации, рекомендовав ознакомиться с серьезным списком соответствующей научной литературы.
Наши отношения с Юрием Борисовичем как в научном плане, так и как чисто человеческие (как отца и сына, не побоюсь этого выражения) продолжались и после моего возвращения в Баку, вплоть до его кончины, то есть 43 года. Он был одним из наиболее приглашаемых и почитаемых участников авторитетных научных форумов в Баку. Должен особо отметить и его поэтический дар, свидетельством чему может служить сборник его стихов «Времена», опубликованный в Баку в 2012 г. Без ложной скромности хочу отметить свою роль в издании этого сборника большим тиражом, чем я по сей день горжусь.
В свои 90 лет Юрий Борисович издал фундаментальный труд «Энциклопедия эстетики. Теории литературы и теории искусства», который был поистине «научным подвигом», выражаясь словами академика Ванслова. Юрий Борисович был большим организатором науки. Учрежденная им Независимая академия эстетики и свободных искусств за сравнительно недолгий срок своей деятельности заслужила признание научной общественности, а издаваемый академией журнал «Академические тетради» является одним из наиболее авторитетных научных изданий последних 20 лет.
Исследование трудов Юрия Борисовича и их издание – это долг совести его многочисленных воспитанников и коллег. И первым шагом в увековечении памяти большого ученого явилось присвоение его имени созданной им академии как выражение почтения к науке, одним из признанных форвардов которой он был и остается.

Шириндил Алышанов,
доктор филол.наук, профессор,
зав. отделом "Азербайджанская литература XX века (советского периода)"
Института литературы им. Низами Гянджевы НАНА,
член Общественной академии эстетики и свободных искусств